О нелёгкой профессии следователя «МГ» поговорила с Артёмом Суруговым, следователем следственного отдела по Засвияжскому району города Ульяновска СУ СК России по Ульяновской области. Разговор зашёл не только о тяжёлых буднях, но и о взятках, и о популярных фильмах о следователях.
― Как Вы пришли в профессию?
— На данный момент мне 24 года. В 2023 году я окончил юридический факультет УлГУ. На тот момент мне не давали покоя определённые представления о работе следователя, навеянные массовой культурой, в связи с чем я решил поработать общественным помощником следователя. Совместно со следователем выезжал на места происшествий, в том числе и ночью. Участвовал в осмотрах мест происшествий, учился составлять протоколы осмотров, фототаблицы к ним, проекты процессуальных решений по делам и проверочным материалам. В работу я был погружён с головой. С 30 декабря 2023 года назначен на должность следователя следственного отдела по Засвияжскому району города Ульяновска, которую занимаю по сей день. О выборе профессии я никогда не жалел и не жалею.
— Как совмещаете работу и личную жизнь?
— Это тяжело, однако стараюсь отвлекаться в редкие выходные и проводить время с родными и близкими — семьей, друзьями и любимой девушкой. Кроме того, по возможности путешествую на автомобиле по родной области. Из последнего был в парке «Тишь да гладь» в Сенгилее — это известный парк с маяком на берегу Волги. Вечером неописуемая красота! В отпуске стараюсь выезжать за пределы региона — успел посетить все близлежащие города: Казань, Саранск, Нижний Новгород, Саратов.
— Из чего состоит рабочий день?
— Начинаю с проверки своих планов, которые ежедневно составляются в конце предыдущего рабочего дня. В первой половине дня я стараюсь работать с людьми — допросы по уголовным делам и получения объяснений по материалам проверок. На вечер оставляю техническую работу — проведение осмотров, составление фототаблиц к ним, процессуальных документов. Основная трудность для меня заключается в том, что каждый день не похож на другой.
— Какое дело запомнилось?
— Хорошо помню первое уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ, то есть по факту убийства человека. В феврале 2024 года на улице Доватора был обнаружен труп 36-летнего мужчины с видимыми телесными повреждениями в области лица и головы. Все обстоятельства, имеющиеся на тот момент у следствия, указывали на причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений, повлекших смерть последнего, однако в ходе доследственной проверки установлено, что причиной смерти явилась механическая асфиксия (удушье). В тот же день возбудили уголовное дело. Благодаря слаженной работе следователей отдела и сотрудников полиции в день возбуждения уголовного дела был установлен злоумышленник — 30-летний ульяновец. Он не только избил мужчину, но и коленом удушил, вынес труп из квартиры и скрылся. На следующий день зачем-то вернулся, и его задержали.
— Какое дело далось Вам сложнее всего эмоционально?
— Тяжелее всего мне даются уголовные дела по преступлениям против половой свободы, особенно если фигурируют несовершеннолетние. Тяжело морально, так как нужно искать особый подход к потерпевшим, чтобы ещё сильнее не тревожить их психику… Кроме того, по моему наблюдению, подозреваемые в таких уголовных делах, как правило, никогда не признают свою причастность, поэтому всегда требуется скрупулёзно собирать доказательства, чтобы виновный получил по заслугам.
— Часто ли сталкиваетесь с предложениями взяток?
— На самом деле ни разу, ни от кого даже намёка не было на какие-либо просьбы помочь или поспособствовать в чём-либо, и хотелось бы верить, что это связано с выросшим уровнем правосознания наших граждан, что меня как юриста, безусловно, радует.
— Как Вы относитесь к популярным сериалам о следователях?
— Я отношусь скептически, потому что они, как правило, нереалистичные. В фильмах часто показывается, что следователи постоянно бегают за преступниками с оружием, участвуют в перестрелках, в разборках. На самом деле этого, конечно, всего нет. Но при этом некоторые сериалы я смотрю и люблю, как, например, первый сезон сериала «Улица разбитых фонарей», который снимался ещё в 90-х годах. Атмосфера в сериале такая, что веришь всему происходящему на экране. Мне нравится сериал «Глухарь», который показывает работу следователя.
— Какой совет Вы дали бы человеку, который хочет стать следователем?
— Я могу посоветовать быть готовым к тому, что работать придётся с полной самоотдачей, не жалея себя и своего времени. Делом нужно гореть. Для того чтобы быть хорошим следователем, необходимо постоянно совершенствовать умения и знания в области права. Так как законодательство постоянно меняется, важно следить за изменениями. Следователь — это человек, который полностью погружён в свою работу, полностью отдаёт самого себя этой работе не только в рабочие дни, но и в свободное от работы время.
— Как Вас изменила профессия?
— Я стал иначе относиться к смерти. Она не вызывает теперь таких серьёзных эмоций. Это профдеформация. Но, наверное, в нашей работе это необходимо. Нужно уметь не принимать всё близко к сердцу. У нас и юмор такой же специфический, как у врачей. С такими явлениями, с которыми следователям приходится сталкиваться ежедневно, справится далеко не каждый. А юмор работает как защитный механизм. Я стал за собой замечать, что многие вещи в быту начал делать быстрее, чем раньше, потому что работа дисциплинирует.
Записала Марина ШАФРАНЕНКО.
