Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Боярин Иван Милославский не сдал Симбирск Разину

В августе 2025 года в «Золотую книгу почёта Ульяновска» внесено имя боярина Ивана Милославского (1625–1681) как главного организатора и руководителя обороны Симбирского кремля от войск Степана Разина в сентябре-октябре 1670 года: можно было бы дополнить формулировку «и в связи с 400-летием со дня рождения».

Оборонял Симбирск Иван Богданович, будучи 45-летним, в те времена уже пожилым и опытным военачальником и администратором, отметившимся успехами на фронтах Русско-польской 1654–1667 годов и Русско-шведской 1656–1658 годов войн, воеводством в городе Холмогоры. Ныне это село в Архангельской области, а в середине XVII века оно считалось переживавшим расцвет важнейшим центром в системе российско-западноевропейской торговли. Наконец, Иван Милославский возглавлял центральный Челобитный приказ: в реалиях нашего времени это как глава царской администрации и одновременно генеральный прокурор.

Брат царицы

В полноте реализовать себя (Россия богата талантами, но не все таланты прорываются к вершинам власти) Иван Богданович сумел благодаря тому, что приходился двоюродным братом царице Марии Ильиничне, жене царя Алексея Михайловича, по указу которого в 1648 году был основан Симбирск.

Однако в 1669 году царица Мария Ильинична умерла, и вот вчерашний «генеральный прокурор» — уже симбирский воевода… Понижение? Точно. Что нужно сделать, чтобы вернуться в руководящую обойму? Как-то отличиться! И здесь история предоставила Ивану Богдановичу прекрасный повод — Крестьянскую войну под предводительством Степана Разина.

Сын своего времени

«Самой поэтической фигурой во всей истории России» считал Степана Разина гениальный Александр Пушкин. Разин — первый человек в истории России, которому была посвящена научная диссертация, о котором сняли художественный фильм (первый фильм в истории российского кинематографа!).

«Бунташным веком» называли современники эпоху царствования государя Алексея Михайловича, 1645–1676 годы. Разин был сыном своего времени. Донские казаки принимали самое активное участие в затяжной Русско-польской войне 1654–1667 годов. В боевых действиях основную роль играли регулярные, обученные строю войска, и в условиях длительных осад не приспособленным к этому казакам было особенно тяжело. Ропот в их рядах оборвали репрессии. В 1665 году как зачинщик беспорядков казнён Иван Разин, старший брат Степана. Степан Разин поклялся отомстить.

Две тысячи

Казаки жили военной добычей. Самым удобным путём к материальному процветанию считалось разграбление турецких городов по берегам Чёрного моря. В мае 1667 года, уже после окончания Русско-польской войны, вокруг Стеньки собралась ватага «гулящих» людей в две тысячи человек. Но турки накрепко заперли выход с Дона в Азовское и Чёрное море, перегородив его железными цепями. И тогда Стенька отправился на Волгу и на Каспий.

В 1668 году казаки Стеньки Разина занялись грабежами персидских владений на Каспийском море и едва не спровоцировали войну между Персией и Россией. Летом 1669 года мир облетела весть об удивительной победе казаков над персидской эскадрой. Желая наверняка уничтожить казачий флот, состоявший из сравнительно небольших, в 25-27 метров длиной, стругов (русских плоскодонных парусно-гребных судов), персы сковали свои корабли цепями. Оценив позицию, Разин приказал сосредоточить огонь пушек на громадном флагмане персов, выступавшем посередине. Корабль загорелся, взорвался, пошёл ко дну, увлекая за собою соседние суда, — и вскоре вся эскадра персов была потоплена!

На Астрахань

Но победа далась дорогой ценой. Разин вынужден был отступить в Астрахань. Астраханский воевода — боярин Иван Прозоровский не просто с почётом принимал Стеньку Разина у себя, но и сам наведывался в шатёр к казаку, унося обильные подарки. Аппетиты государевых людей росли: Прозоровский потребовал с Разина все пушки, большую часть награбленной добычи и захваченных пленников, угрожая применить против казаков силу.

В июне 1670 года разинцы взяли Астрахань штурмом. Израненного в бою Прозоровского Разин приказал сбросить с крепостной башни, его сыновей, двух Борисов, 16-летнего Большого и 9-летнего Меньшого — повесить за ноги на крепостной стене. После мучений Борис Большой был убит, а Борис Младший на всю жизнь остался инвалидом. Крестьянская война под предводительством Стеньки Разина началась.

Хитрый и жестокий

Степан Разин был человеком многих достоинств, отмечавшихся даже врагами, — смелым, сильным, расчётливым, хитрым, умным, стойким, дипломатичным, щедрым. Самой неприятной чертой этого человека считалась жестокость. Повальные репрессии, жестокие казни, которым подвергались в захваченных городах все государевы люди, от дворян с воеводами до рядовых стрельцов, не только внушали ужас, но и порождали желание сражаться, подороже продав свою жизнь.

4 (14) сентября 1670 года войско Стеньки Разина, насчитывавшее более 5 тысяч человек на 200 стругах, подошло к Симбирску. Да, царица Мария Ильинична умерла, но её двоюродный брат, симбирский воевода не мог рассчитывать на снисхождение восставших. Однако благодаря родству и связям воеводы небольшой гарнизон Симбирска был укомплектован стрелецкими головами и солдатами 1-го Московского выборного полка, то есть отборного, старейшего и лучшего регулярного подразделения русской армии.
На помощь Милославскому из Казани успел подойти князь Юрий Барятинский (1610–1685), тоже опытнейший полководец, имевший опыт ведения боевых действий против разинцев.

Осада Симбирска

Целый день бился Разин с Барятинским под Симбирском. Правительственных сил было явно недостаточно. Юрий Никитич ушёл за подкреплением в Казань. А войско Разина тем временем осадило Симбирск. Утверждают, что численность разинцев под Симбирском возросла до двадцати тысяч человек. Всё может быть, но большими цифрами любят спекулировать. Четырежды казаки ходили на штурм, но всякий раз их отбрасывали от деревянных стен.

Осада Симбирска стала для Стеньки смертельной ловушкой. Сила казаков — в стремительности и внезапности, многодневная осада не для них. Свои победы разинцы обеспечивали неожиданным ударом или воинской хитростью. Но для не ведавшего поражений атамана единственный провал означал неминуемый подрыв авторитета в глазах тех, кто «вольно» вставал под его знамёна, рассчитывая не его «харизму». Кровь из носу надо было побеждать…

Месяц ожидания

Почти месяц ждали в Симбирске Барятинского с подкреплением. Путь от Казани к Симбирску занимал несколько дней, и на этом пути Барятинского поджидали отряды восставших, с которыми приходилось вступать в столкновения. Однако затея с подкреплением потерпела крах. В Казани неуживчивый Барятинский перессорился со всеми воеводами: под удобным предлогом подготовки к защите Казани никто не пожелал идти с Барятинским к Симбирску. К имевшимся силам удалось добавить всего пару сотен солдат. Правда, это были опытные бойцы того же выборного Московского полка.

1 (11) октября в бою на берегу реки Свияги, в двух верстах от Симбирска (в районе современного 19-го микрорайона), разинцы сошлись с отрядом Барятинского. Солдаты подпустили атакующих казаков на дистанцию около сорока метров и открыли убийственный огонь. Повстанцы побежали. Разин сумел остановить бегство и лично повёл бойцов в контратаку. Но ярость повстанцев оказалась бессильной перед отлаженными манёврами регулярных войск. Степан Тимофеевич был дважды ранен и едва не попал в плен к Барятинскому. Его без сознания вынесли из боя.

Казнь разинцев

Осторожный Барятинский, впрочем, поостерегся тотчас развивать достигнутый успех, сил тоже было в обрез. Первой заботой победителей стала казнь 120 военнопленных разинцев.

4 (14) октября 1670 года разинцы без атамана пошли на последний решительный штурм Симбирского кремля. Безуспешная атака забрала последние силы. Выдержать ответный удар правительственных войск повстанцы уже не смогли. Разгром был полный. «Барятинский, одержав победу под Симбирском, спас русский престол», — категорично писал известный российский историк XIX столетия Николай Костомаров. По официальным данным, правительственные силы потеряли 39 человек убитыми и 193 ранеными. Число убитых под Симбирском разинцев, по тем же сведениям, доходило до 15 тысяч человек.

Грамота царя

В декабре 1670 года гонец доставил в Симбирск грамоту царя Алексея Михайловича с похвалой Ивану Богдановичу и «храбрым его товарищам» по «симбирскому сиденью» за их службу: подобная похвала считалась вроде как высшей формой награды и поощрения.

В августе 1671 года, уже после казни Степана Разина в Москве, Милославский во главе 30-тысячного войска двинулся в низовья Волги окончательно подавлять восставших разинцев. Он отбил Самару, Саратов, Царицын. Наконец, 27 ноября 1671 года на царскую милость сдалась осаждённая Милославским Астрахань, и это означало формальное окончание Крестьянской войны. Иван Богданович был жалован боярином, назначен астраханским воеводой, а в 1673 году «вернул» себе Челобитный приказ.

Ермил ЗАДОРИН.

Exit mobile version