
Тимур Садеев, 15-летний гонщик без слуха из Ульяновска, выиграл взрослый чемпионат России по автокроссу, став самым молодым победителем в истории соревнований.
― Я привёл сына на картинг примерно в восьмилетнем возрасте. Он попробовал, поездил, у него здорово получилось. Ему очень понравилось. И спустя какое-то время мы узнали, что там есть секция. А потом уже, когда заинтересовались соревнованиями, выяснилось, что самое доступное из профессионального автоспорта по деньгам — это автокросс, ― рассказывает 43-летний Рамиль Садеев, отец спортсмена.
Автокроссом Тимур занимается четыре года. У него индивидуальные тренировки с мастером спорта Сергеем Аничкиным. Багги стоит около 250 тысяч рублей (хватает на несколько лет), ещё 100 тысяч уходит на амуницию. Это комбинезон, шлем, обувь, перчатки.
― За символическую плату арендуем грунтовую спортивную трассу у карт-холла. Основные затраты — это поездки на соревнования, резина, доставка багги, механик, ― продолжает Рамиль Садеев.
Слух
Тимур родился абсолютно глухим. Заметно это стало лишь в восемь месяцев. В два года ему сделали кохлеарную имплантацию, теперь он слышит только одним ухом, имеет инвалидность и ходит со слуховым аппаратом.
― Возможно, что отсутствие слуха компенсировалось развитием других органов чувств, машину он чувствует прекрасно. Мы — простые люди, когда машина начинает скользить задними колёсами, поймём это уже, когда угол уже большой. А он это понимает чуть-чуть раньше. Другой пример: летали сейчас на чемпионат Европы в Чехию, и Тимур почувствовал разницу между местами в задней части самолёта и впереди, вибрации какие-то дополнительные. Сколько я летал, никогда такого не ощущал, ― вспоминает наш собеседник.
Соревнования
В прошлом году Тимур стал чемпионом среди юниоров в России.
— Так как он занял первое место в том году, мы написали заявление в РАФ (Российскую автомобильную федерацию) с просьбой обратить внимание и рассмотреть участие Тимура во взрослом классе. Обычно переход во взрослый класс осуществляется с 16 лет, а ему 15. А с 15 лет можно было перейти во взрослый класс только с разрешения автомобильной федерации. Мы получили положительный ответ зимой, ― говорит отец спортсмена.
Всего прошло пять этапов соревнований. Первый состоялся в Грозном, второй — в Воронеже, следующие — в Перми и Екатеринбурге. Пятый этап (в Татарстане) никак на победу не повлиял — по итогам первых четырёх Тимур опередил соперников на количество очков, которое уже невозможно отыграть. Наш земляк стал самым молодым за всю историю класса чемпионом России среди взрослых.
Развитие
У родителей Тимура бывают периодические опасения за сына. Страшные перевороты, столкновения, высокая скорость — автокросс считается экстремальным видом спорта.
— Мы понимаем, что, если у человека что-то очень хорошо получается, причём на таком высоком уровне, не нужно запрещать. У нас язык не поворачивается отговаривать, ― считает Рамиль Садеев.
Спортсмен недавно вернулся с чемпионата Европы из Чехии.
― Уровень организации и мастерство спортсменов, естественно, там выше, топовая техника. И у ни много зрителей. У нас, например, на соревнования приходят около 500 человек. На соревнования там придут 5-10 тысяч человек. Кафе какие-то на трассе организуются, точки питания, магазины, — комментирует наш собеседник.
Следующее соревнование в графике — по ралли-кроссу.
― Тимур хочет активнее пробовать себя в чуть новой дисциплине. Там уже добавляется асфальтовое покрытие. В планах, конечно, победы на мировом уровне, ― заключает отец спортсмена.
Марина ШАФРАНЕНКО.
