В Ульяновской области началась уборочная кампания. Журналисты «МГ» выехали в поле с молодым комбайнёром.
Выехали из царства бетона и раскалённого асфальта в Цильнинский район. Наш собеседник 18-летний Степан Сербуков, сын фермера. У его семьи 650 гектар. Кроме уборки своего урожая, он занят ещё и на полях других фермеров: технику вместе с водителями нанимают другие хозяйства. На таком поле мы с ним встретились и поехали убирать пшеницу.
– Наши поля девять комбайнов уберут примерно за три дня. Я за неделю уже 300 гектар убрал. А за счет аренды техники мы частично покрываем свои расходы. Но только на этом не заработаешь, основной доход нам приносит продажа культур, – рассказывает молодой человек.
Техника
На поле Степан приехал на своей БМВ. Он и его семья живёт в центре Ульяновска. Рабочий день длится с 9 утра до 9 вечера. До работы комбайнёр готовит технику, продувает фильтры, обслуживает.
– Это, наверное, самое тяжёлое в рабочем дне. С другой стороны, всего час в пыли, а потом сидишь в комфортной кабине весь день, – говорит комбайнёр.
У Степана новый российский комбайн, внутри есть сжатый воздух для очистки салона и себя от пыли, кондиционер и небольшой холодильник. Руль, джойстик, сенсорный экран управления, кнопки наверху по периметру кабины создают ощущение, что находишься не в комбайне, а в кабине пилота самолёта. Для пассажира есть удобная сидушка. Молодой комбайнёр прекрасно чувствует свою технику.
– Если что-нибудь тут случится, вы не услышите этого, а я услышу. Один сегмент сломается, я сразу это увижу, остановлюсь. Это уже приходит с опытом. Я даже сквозь музыку слышу по вибрации, как комбайн работает, по его поведению, по нагрузке на мотор, – рассказывает Степан.
Работа
На поле находились ещё водитель и контроллер, агроном уехал на другую точку. Степан выделяется, он сильно моложе своих коллег.
– Я не знаю, почему так молодёжи мало в нашем регионе среди комбайнёров. Это на старой технике, если работать, там двигатель рядом шумит, в кабине жарко, приходишь домой – голова звенит. Если комбайн современный и не ломается, работать в нём одно удовольствие. Я до обеда музыку слушаю, после обеда подкасты или аудиокниги, – рассказывает Степан.
Но нужно быть готовым залезть в грязь по уши, если комбайн встанет и сломается, чинить его будет комбайнёр.
– У меня в том году встал комбайн. Вечером ячмень стал как губка и тяжело проходил через ротор. А это «усатая» культура, «волосы» ломаются легко, и они как маленькие-маленькие иголочки становятся. Лазил два часа в роторе – выгребал эту «кашу» вручную. Иголки везде втыкаются, всё чешется, как после стекловаты. Ну и недельку в масле ходишь весь, когда перед сезоном технику готовишь, – говорит молодой комбайнёр.
Обучение
Степан подписан на сельхозблогеров, с одним из них встретился на сельхозвыставке. Всё-таки понемногу молодёжь, по словам блогера, потянулась в сельское хозяйство, на агроинженеров поступают с хорошими баллами по ЕГЭ. Степан же научился управлять комбайном в экстренном порядке.
– Надо было срочно убирать, потому что дожди шли, а у отца запил комбайнёр. В итоге я управлял, а комбайнёр рядом сидел, медицинский спирт пил… Поначалу медленно ездил, отец приехал и увидел, что мало убрал, вставил мне «люлей». Я поехал быстрее, в итоге моему “инструктору” стало плохо, я потом кабину отмывал. Я уже катался в этом комбайне раньше, смотрел как работают, куда нажимают, знал устройство. За неделю матов и криков научился. В стрессовой ситуации всё запоминаешь. Только так комбайнёрами и становятся. Права на комбайн можно получить в 17 лет, сдавать экзамен агроному несложно, – рассказывает Степан.
Получают комбайнёры у нас в регионе порядка 150 тыс. в месяц, со слов Степана. Уборочная длится до поздней осени. Кроме того, наш собеседник работает ещё и в посевную на тракторе.
– Разговаривал с комбайнёром из Мордовии, у них выходит около 400 тысяч рублей в месяц, прошлая уборочная длилась до декабря, так что на машину типа моей можно заработать, если упорно трудиться, – говорит Сербуков-младший. Необязательно заранее учиться, можно позвонить по объявлению и сказать, что нет опыта. Люди нужны. Будут сначала минималку платить. Первый сезон поработаешь помощником – так же рядом сидеть и смотреть. Комбайнёры такие люди, первый день они тебе покажут, что как, на второй день они тебя посадят за руль, а сами будут спать в посадке. И ты научишься за один сезон.
Обед с совой
Через каждые 15 минут подъезжал грузовик, и мы выгружали зерно. Несмотря на то, что комбайн новый, вибрация для нас была непривычной. Когда работает выгрузка – трясёт вдоль, а когда едешь и работает жатка – поперёк. Вдалеке показалась «буханка» с обедом. В меню были щи да каша с котлетой и компот. Мы угостились компотом, хотя нас готовы были накормить. Кроме того, работников на полях кормят ещё и ужином в шесть часов. После девяти работать смысла уже нет, темнеет.
Одно из ночных животных встретилось нам почему-то после обеда. Перед жаткой на поле оказалась сова, близко пролетела и села на убранный участок.
– Так она со мной с раннего утра, я её уже давно гоняю по всему полю. Не знаю, что ей нужно. Я тут кого только не видел. Орла недавно видел очень близко. Он на мышей охотился. Когда вспахиваешь поле весной, вся живность приходит на «пир», – рассказывает Степан.
Глобально
Комбайн, в котором мы с комфортом разместились, стоит больше 20 млн. В основном такую технику берут в лизинг (кредит). Качество металла и качество сложных удобрений пока не сравнится с зарубежными.
– Кроме российских, есть у нас и американские комбайны. Недавно хотели установить дополнительное оборудование, нужно было просверлить пару отверстий, так и не смогли, сломали 16 свёрл, – рассказывает молодой комбайнёр.
Культуры
Минсельхоз не даёт фермерам разнарядки что сажать, но регулирует цены на зерно и налоги на экспорт и таким образом косвенно влияет на посадку, вынуждая сажать определённую выгодную культуру.
– Когда лучше продавать урожай, тоже не угадаешь, цены от сезона не зависят. Всё регулирует государство, но и помогает, можно взять субсидию в несколько миллионов на технику. Два года назад государство выплачивало
1 рубль за каждый проданный килограмм, – рассказывает Степан.
Погода
Июньские дожди, прошедшие в области, по словам Степана, влияют благоприятно. До них успели раскидать удобрение в гранулах, и оно хорошо впиталось в почву. Насколько будет богатым урожай предсказать сложно. Главное, чтоб было кому и чем убирать. Хочется, чтобы таких простых, добрых и трудолюбивых парней в сельском хозяйстве становилось больше.
Марина ШАФРАНЕНКО.
