Просмотры1301Комментарии0

В Ульяновской области находят взрывоопасные предметы времен Гражданской войны. Эксклюзивное интервью инженера-сапера

24 января отмечается День создания инженерной службы Росгвардии. Мы поговорили с Андреем, инженером-сапером инженерно-технического отделения ОМОН «Симбир», о специфике работы и необычных случаях.

В 1994 году были образованы пиротехнические отделения в МВД, позже сформировались инженерные отделения. В 2016 году все инженерно-технические отделения перешли в новое ведомство – Росгвардию. Специалисты инженерно-технического отделения ОМОН «Симбир» совершают плановые и внеплановые выезды. Группа состоит из инженера-сапера или взрывотехника и кинолога со служебной собакой. Главная задача – найти взрывчатое вещество или подтвердить, что его нет.

– Во время выездов у нас шесть основных обязанностей: поиск, обнаружение, идентификация, локализация, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов. Если это плановые выезды, то это осмотр территории перед проведением массовых и спортивных мероприятий. Это могут быть детские елки, религиозные праздники и так далее. Из необычного – приезд в регион лиц, подлежащих государственной охране. В наши обязанности входит осмотр маршрута следования: гостиничный номер, объекты промышленности, культуры, кабинеты, коридоры и так далее, – начинает рассказ Андрей.

Многие выезды незапланированные. Они происходят, когда в полицию поступают звонки о минировании или об обнаружении подозрительных предметов. Поскольку в регионе такое отделение единственное, все выезды совершают специалисты отделения ОМОН «Симбир». За 2024 год было 214 выездов по сообщениям об обнаружении подозрительных и взрывоопасных предметов.

– К каждому выезду мы относимся серьезно, потому что подозреваем, что может содержаться взрывчатое вещество. Конечно, волнение есть каждый раз. К счастью, еще ни разу не подтверждались анонимные звонки о минировании. В большинстве случаев сумки, коробки и другие вещи просто были забыты людьми. Однажды граждане заметили сумку, из которой торчали провода. Оказалось, что мужчина рабочей специальности забыл свою сумку, где были провода и инструменты. Бдительным гражданам показалось это подозрительным. Они правильно сделали, что позвонили и обратились на горячую линию. Были случаи, когда опасения граждан подтверждались.

Большую настороженность вызывают вещи, оставленные в местах, где их быть не должно. Например, транспорт, банки и так далее. Однажды была найдена сумка в банке. Оказалось, что женщина заполняла документы, отдала их и ушла, а свою сумку забыла.

– Был и вовсе странный случай. Около Администрации Заволжского района прям на лестнице у входа лежала коробка. Мы осмотрели, оказалось, что внутри были старые ботинки. Кто-то, видимо, шел, переобулся в новые, старые оставил. Мой первый выезд тоже был связал с коробкой. Уже было поздно, темно. На автовокзале нашли коробку с торчащими из нее проводами. Когда начал осматривать, обнаружил, что там еще и телефон. Думаю: «Провода, телефон… Точно взрывчатка». В итоге оказалось, что это просто коробка с различными разрозненными предметами. Кто ее оставил и зачем – непонятно.

В работе инженерно-технического отделения наблюдается сезонность. Осенью и весной в связи с тем, что у некоторых граждан обостряются определенные заболевания, звонков о минировании становится больше.

Однажды мужчина закопал на детской площадке какой-то мешок, сел в машину и уехал. Неравнодушные граждане забили тревогу. Мы запустили собак. Они ничего не нашли. Тогда мешок раскопали. В нем находились осенние листья. Позже выяснилось, что мужчина стоит на учете в больнице, свои действия пояснить не смог.

Более того, весной земля начинает выталкивать из себя различные предметы, например, старые снаряды. Люди чаще смотрят под ноги после таяния снега, поэтому чаще обнаруживают подозрительные предметы.

До сих пор выходят из земли взрывоопасные предметы времен Гражданской войны. Одной весной несколько раз выезжали в разные места области, где находили снаряды. Сначала на берег Свияги вынесло шрапнель — артиллерийский снаряд, позже в Тагае из берега вышли два снаряда. Земля выталкивает такие предметы. Мы потом читали, как Железная дивизия проходила у нас в регионе. Предметы утилизировали, – вспоминает Андрей.  – Однажды в ходе строительных работ на территории пожарной части на Верхней террасе нашли гранату РГ-42 (ручная противопехотная граната).

Во время работы инженеры-саперы используют разные средства выявления взрывчатых веществ. В первую очередь – собаки. Если специально обученные псы учуяли взрывчатку, они подают сигнал кинологу (у каждой собаки они свои). Если же ее нет, то дальше проверяют другими способами. Коробки, сумки просвечиваются специальным нерадиоактивным рентгеном, с помощью которого на планшете сапера вырисовываются контуры помещенных внутри предметов.  В работе используются газоанализаторы и другие приспособления.

– Перед каждым выездом надевается костюм защитный сапера (КЗС). Он обеспечивает защиту 100% тела. КЗС спасает от взрыва взрывного устройства эквивалентного 100 грамм тротила на расстояния 1 метра. Весит такой костюм 36 килограммов. Сперва, когда его надеваешь, он не кажется тяжелым, но в процессе работы приходится приседать, наклоняться, совершать различные манипуляции, поэтому вес, конечно, ощущается. Но мы поддерживаем физическую форму, тренируемся.

Далеко не всегда находка оказывается безопасной. Бывают случаи, когда опасения подтверждаются. Поэтому саперу нужно принять решение, что делать дальше. Взрывоопасные вещества делятся на классы, некоторые можно транспортировать, другие необходимо обезвреживать.

Есть несколько способов обезвреживания: путем разрушения или уничтожения. В первом случае опасная находка обезвреживается без взрыва основного заряда. Предмет разрушается на отдельные невзрывные элементы.  Были случаи, когда гранаты, найденные в лесу, уничтожали на месте. Также одна из наших обязанностей заключается в уничтожении взрывных устройств, проходящих по уголовным делам, в отношении которых есть вступившие в законную силу постановления суда. Сюда же относятся добровольно сданные снаряды, которые утилизируются на полигонах, – комментирует сотрудник Росгвардии.

В результате проведенной работы в 2024 года из незаконного оборота изъято более 100 штук боеприпасов различного калибра и назначения, более 8 кг пороха. Уничтожено 4 ручные гранаты.

В связи с тем, что мир меняется, технологии сделали большой шаг вперед, специалисты отделения ОМОН «Симбир» постоянно проходят обучение, получают новые знания. Так, еще несколько лет назад не приходилось осматривать БПЛА (беспилотный летательный аппарат). Теперь же все изменилось. Напомним, в апреле 2024 года такой случай был в Радищевском районе, недавно – в Цильнинском.

Напоследок, мы узнали, бывают ли какие-то необычные случаи в работе.

– В Ульяновске, в сквере Строителей рядом со Станцией переливания крови, на детской площадке в районе десяти вечера нашли несколько пакетов и сумок. Мы отработали, как обычно. Оказалось, что все они забиты игрушками. Видимо, люди вынесли ненужные их детям игрушки на детскую площадку. А тут мы такие взрослые вооруженные дяденьки ковыряемся в мягких игрушках. Искали взрывчатку, а нашли плюшевых зайчиков. После таких выездов возвращаешься домой с улыбкой. И думаешь, пусть лучше выезды всегда будут такими.

Редакция портала поздравляет всех причастных с праздником!

Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное