Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Юлия Антонова: “Надо менять подходы к технологии уборки”

Снегопады не прекращаются. У жителей Ульяновска и Димитровграда много вопросов и претензий на счет уборки улиц. Юлия Антонова, исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта, рассказала о “снежных” проблемах и способах борьбы с ними.

– Какие меры следует предпринять городским властям, чтобы избежать системных проблем с гололедицей, сугробами во дворах и неубранными тротуарами?

-Ассоциация всегда говорит о том, чтобы города работали на опережение и предупреждение образования гололеда и снежных накатов. Нужно менять подходы к технологии уборки и переходить на превентивные методы обработки дорожных поверхностей современными противогололедными реагентами.

-В стране очень хорошо развиваются цифровые технологии, благодаря которым можно заранее знать о резком понижении температуры и выпадении осадков.

-Сколько отводится времени на уборку проезжих частей разной интенсивности? Тротуаров и дворов?

-Все дороги в зависимости от интенсивности движения транспортных средств, числа полос и ширины проезжей части делятся, согласно ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на 5 категорий.

Дороги, которые относятся к первой категории, имеют интенсивность движения транспортных средств более 7 тыс. автомобилей/сутки, от четырех полос движения и ширину проезжей части более 15 метров. Но есть и небольшие дороги, по которым проходят всего 200-400 машин, у них 1-2 полосы движения и ширина 4-6 метров.

По первым трем категориям дорог в среднем на уборку снега и снижение зимней скользкости отводится 3-5 часов. Отчет следует начинать с момента окончания снегопада и обнаружения первых ледяных образований на проезжих частях.

При превышении допустимой высоты снежного покрова уже во время снегопада – более 5 см для большей части дорог в городе – спецтехника должна незамедлительно выехать на дороги во избежание формирования  на них снежного наката и гололеда.

Кроме того, обочины на первых трех категориях дорог должны убираться от снега в среднем за 3-6 часов с момента окончания очистки проезжей части, для 4-5 категорий на это отводится до 15 часов.

В таблице 8.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что рыхлый и талый снег с тротуаров и пешеходных зон с интенсивностью более 250 чел/час следует убирать в течение 1 часа после окончания снегопада, с малоинтенсивных пешеходных зон (менее 100 чел/час) – в течение 3 часов.

При резком понижении температуры (без выпадения осадков) и образовании зимней скользкости на пешеходных зонах коммунальным службам отводится от 12 до 24 часов в зависимости от интенсивности движения.

-Имеют ли право дорожные службы складировать счищенный снег возле пешеходных переходов, на пешеходных дорожках?

-По ГОСТу запрещается формировать снежные валы высотой более 0,5 метра ближе 15 метров от пешеходных переходов, 20 метров – от остановочных пунктов, 150 метров – от пересечения с автодорогами в одном уровне и 400 метров от железнодорожных переездов.

-Сколько городу на самом деле нужно работников и спецтехники, чтобы город всегда оставался чистым, независимо от погодных условий?

-Расчет техники и кадров  – это непростая задача, решаемая исключительно всеобщими усилиями. Разработкой нормативов, которыми руководствуются департаменты по благоустройству города, занимается «Центр муниципальной экономики».

Но, к сожалению, действующие нормативы сильно устарели. Те, по которым составляются бюджеты на содержание дорог сейчас – от 1987 года. Самые свежие – за 2012-2013 гг. В них не входят ни новые материалы, ни современная техника. То есть города продолжают работать по устаревшим нормативам, бюджетирование идет по остаточному явлению.

Примерная нагрузка на одного дворника составляет 500 кв.м. Для определения точного показателя следует учитывать следующие факторы: тип территории (улицы, тротуары, придомовые территории, детские площадки, газоны), сезонность, интенсивность движения, наличие спецтехники (она значительно сокращает площадь ручной уборки).

-Чего не хватает Ульяновску для эффективной работы и как с подобными вызовами стихии справляются в других регионах?

-В Ульяновске, как и в ряде российских городов, продолжают использовать песко-соляную смесь, которая применяется только спустя 40 минут после выпадения снега. То есть в течение этого времени автомобили ездят по заснеженным дорогам, а пешеходы пытаются пробраться сквозь сугробы.

Данный материал не плавит снег, из-за него появляется коричнево-грязная снежная каша на дорогах, которую нужно собирать и вывозить на снегоплавильные комплексы. Песок забивает ливневки и весной требуется более длительная уборка, чтобы буквально «отмыть» город.

Кардинально повлиять на ситуацию могла бы превентивная обработка дорожных поверхностей современными полностью растворимыми реагентами, которые снижают количество снежной массы, а это в свою очередь сокращает число их вывоза и уменьшает необходимость прометания дорог.

На придомовых территориях для снижения скользкости можно было бы использовать, например, мраморную крошку. Данный материал по структуре напоминает яичную скорлупу и, попадая на газон, полностью растворяется в течение двух лет. Он также является хорошим разрыхлителем почвы и мелиорантом.

Ряд городов – Москва, Екатеринбург, Казань и другие – уже применяют современные ПГР (Противогололедные реагенты). И улицы в этих городах выглядят презентабельнее, но самое главное – на них отсутствует зимняя скользкость. Переход на инновационные реагенты также способствует снижению зимней аварийности, травматизма, в 2 раза сокращает потребность города в  спецтехнике и в 4,5 раза – требуемого тоннажа ПГМ.

В северных странах на помощь дорожным и коммунальным службам в борьбе с последствиями сильных снегопадов часто выходят сами горожане. Для некоторых, особенно вовлеченных в работу, даже предусмотрено вознаграждение.

У нас в стране, к сожалению, с подобной практикой можно столкнуться крайне редко. Усложняют работу и припаркованные на проезжей части и во дворах транспортные средства. Порой техника просто не способна проехать и провести качественную уборку.

Exit mobile version