Впереди Новый год, и многие дети с удовольствием пишут письма Деду Морозу. А вот подросшие ребята с сомнением относятся к зимнему волшебнику. Когда развенчивать детский миф и стоит ли?
— Если ребёнок пришёл с вопросом: «А Дед Мороз существует?», то стоит понять, с каким помыслом интересуется дитя, а также оценить его возраст. Маленькие дети до пяти-шести лет беспрекословно верят тому, что говорят родители, потому что у них ещё не начали формироваться структуры, ответственные за логическое и критическое мышление. Ребёнок принимает всё за чистую монету. Такие дети либо вообще не приходят с таким вопросом, либо уточняют, когда кто-то им сказал, что Деда Мороза нет, чтобы узнать правду от родителей, — объясняет Юлия Шелохаева, психолог.
Разговор
Лучше не говорить прямо и однозначно. Можно занять позицию психолога для ребёнка. В этом помогут следующие вопросы: «А как ты считаешь?», «Почему у тебя появились сомнения, ведь раньше ты в него верил?», «А ты хочешь, чтобы он существовал, или нет?».
— Цель такого разговора — лучше понять мотивацию ребёнка и правильно выстроить дальнейшую стратегию. У детей могут быть разные мотивы. Дети более старшего возраста хотят узнать правду. Дети помладше надеются убедиться, что он существует. Важно отталкиваться не от возраста, а от индивидуальности самого ребёнка. Как правило, годам к 10-11 дети уже знают, что зимнего волшебника не существует, — добавляет специалист.
Помощник
Тут важно занять гибкую позицию.
— Если рубить сплеча, то это может быть слишком жестоко. Поддерживать иллюзию, что Дед Мороз существует, — это обман, который рано или поздно может привести к подрыву доверия к родителям. Поэтому важно дать ребёнку самостоятельно принять решение. Можно сказать: «Нет достоверной информации, что он существует, как и нет достоверной информации, что его не существует». Стоит порассуждать о том, что сам ребёнок может стать помощником Деда Мороза и сделать какое-то чудо для других людей, например, подготовить кому-то подарок или сделать доброе дело. В этом разговоре вы будете развивать сочувствие и эмпатию (сопереживание) у ребёнка, что поможет ему в будущем, — заключает психолог.
*Статья носит ознакомительный характер.
Наталья КОРОЛЕВА.