Ульяновское животноводство сейчас переживает не лучшие времена. Отрасль показывает отрицательную динамику. Численность крупного рогатого скота (КРС) в регионе стремительно падает. Об этом говорят и последние данные Ульяновскстата. «Молодёжка» проанализировала ситуацию.
Свинство какое-то!
Ульяновскстат посчитал, сколько у нас на сельхозпредприятиях коров, овец, птицы. Данные приводятся на конец октября этого года. Увы, цифры заставляют задуматься, куда мы катимся.
Так, КРС у нас было 33,9 тысячи голов. Падение идёт с начала года. Для сравнения: в январе 2022 года в Ульяновской области паслись около 42 тысяч голов КРС. А если заглянуть в прошлое, то раньше, например, в 90-е годы в регионе числилась 701 тысяча голов.
Если говорить конкретно по живности, то сейчас у нас где-то 13 тысяч коров. Всё меньше и меньше. В 2022-м году их было 16 тысяч. А в 90-х годах — аж 183 тысячи. Как мы упали!
Со свиньями чуть получше. На конец октября — 173 тысячи голов. В 2022 году хрюшек было 166 тысяч. Рост заметен. А вот при советской власти, в 90-е годы в регионе на сельхозпредприятиях свиней насчитали, страшно сказать, больше полумиллиона.
С козами вообще проблема. Их сейчас всего две тысячи. Тут мы идём относительно ровно по году. На начало 2022 года — где-то 2,5 тысячи голов.
С птицей дела тоже не ахти. На конец октября — всего 641 тысяча голов. Года два назад было более одного миллиона «пташек», а в последнем десятилетии прошлого века — почти пять миллионов голов. А говорят, что мы жили плохо!
На убой скот и птица в живом весе сейчас потянули на 34 тысячи тонн. В прошлом году — где-то на 40 тысяч тонн за 10 месяцев. А в 90-е годы выходило аж около 139 тысяч тонн. Сейчас же сельхозпредприятия всё больше специализируются на свинине.
Где молоко?
С молоком нынче морока. Произведено 82 тысячи тонн. Но здесь как бы стабильно. В прошлом году — примерно такие же цифры. Сказывается большая конкуренция (везут продукцию из других регионов). Поэтому производить молоко становится невыгодно. Зато при СССР молока у нас было хоть упейся — 496 тысяч тонн (90-е годы). Сейчас надоено молока в расчёте на одну корову молочного стада — 787 кг (октябрь). В советское время эта цифра зашкаливала за 2750 кг.
А вот лошади, видимо, у нас не приживаются. Их всего 281. Данные по другим годам отсутствуют.
Нет денег
Ситуацию с животноводством недавно рассмотрели депутаты на заседании аграрного комитета в Заксобрании. По словам областного министра агропромышленного комплекса Алексея Леушкина, в нынешнем году отрасль показывает отрицательную динамику. Причина — возросшая себестоимость производства животноводческой продукции из-за увеличения цены на корма (до 70 % затрат). Из-за этого доходность упала, как и рентабельность инвестиций. Многие производители балансируют на грани закрытия.
В начале 2024 года региональный Минсельхоз предложил выделить на поддержку отрасли 350 млн рублей — 200 млн на молочное животноводство, 100 млн — на свиноводство, 50 млн — на птицеводство. Но денег не нашли.
Как итог — падение численности коров и свиней. К примеру, из-за падения доходности свинокомплекс в Чердаклинском районе в 2025 году может закрыться. А это минус ещё десятки тысяч свиней.
Кстати, мясом жители региона обеспечены на 56 %, яйцом — на 71 %, молоком-сырьем — на 76 %.
— Животноводство — самая уязвимая отрасль. А сегодня рассчитаться по кредитам за 27 % и более годовых денег нет. Что остаётся? Забивать скот или перепродавать продукцию. Есть риски снижения производства, — заявил руководитель аграрного комитета ЗСО Рамиль Хайруллин (владелец свиноводческого комплекса). — Без адекватной финансовой поддержки невозможно увеличить выпуск продукции животноводства, обеспечить закупку новой сельхозтехники.
— Почему такое происходит в животноводстве, сказать сложно, — отметил экс-министр сельского хозяйства области Александр Якунин. — Конечно, нужны деньги, но это банально. По сути, необходим комплекс мер по оживлению животноводства, нужно садиться и всё досконально анализировать: востребованность предприятий, стоимость продукции, конкуренцию. Например, зачем производить молоко, когда конкуренты могут завезти сухое и по более низким ценам. Вот раньше при советской власти сухое молоко в производство запрещено было брать. Сегодня многие предприятия его берут.
В следующем году на предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий в целях возмещения части их затрат, связанных с развитием экономической деятельности в области растениеводства, животноводства и рыбоводства, запланировано 550 млн рублей. Хватит ли этого — вопрос скорее риторический. Если власти не возьмут ситуацию под контроль, то регион останется без своих коз, коров и птицы. А одной свининой сыт не будешь. Короче, какое-то свинское положение…
Арсений КОРОЛЕВ.