Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

«Печать Антихриста» и пустой медальон

Какие суеверия были в Симбирском крае? Как они появились, чем пугали крестьянские страшилки и какой практический смысл имели многие приметы?

Суе, или всуе, как разъяснял великий знаток русского языка Владимир Даль, —значит напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы и без толку. Соответственно, суеверие, писал далее Владимир Иванович, — это пустое, вздорное, ложное верование в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы.

Но, как указывал Даль, трудно доказывать суеверу, что он суевер: у всякого своя вера. «Суеверный человек, народ, усвоивший себе суеверие, убеждён в истине явлений, отвергаемых несуеверными. Один считает суеверным того, кто не выезжает в путь по понедельникам, а другой — того, кто верит в сообщительную духовную жизнь», то есть обычного верующего, возносящего к Богу и к святым свои молитвы.

Соль рассыпать

Суевериям нередко пытаются найти рациональные объяснения. Например, рассыпать соль — к несчастью. Когда-то соль, объясняют «рационалисты», стоила очень больших денег — иногда она в буквальном смысле слова ценилась на вес золота, так что переживавшие о рассыпанной соли переживали о потерянных деньгах. Но почему тогда потерянный кошелёк с деньгами не относится к числу несчастливых примет, хотя тут куда как более явный повод ожидать несчастья от будущего?

Что же, если искать в данном суеверии рациональное зерно, то стоит вспомнить, что соль с древнейших времён использовалась в религиозных обрядах и ритуалах. Когда в жертву богам приносились животные, их мясо обязательно солилось. У армян до сих пор сохраняется культура солонок, сделанных из глины в виде эдаких женских идолов с дырой на животе, — можно примерно догадаться, что эта дыра собой символизирует…

Библия, а также этнография у тех же армян, у французов фиксируют весьма болезненный обряд осоливания младенцев: если хотели, чтобы ребёнок рос здоровым, тем более если он родился больным, его засыпали солью. Французы щедро сыпали её, аж до пяти килограммов — закутывали в пелёнки и оставляли в таком виде на несколько часов, даже до суток. Ребёнок краснел до состояния варёного рака, покрывался волдырями, с него слезала кожа — фактически он перерождался, зато потом был здоров, как бык!..

Так что просыпать соль — это как осквернить святыню, и, разумеется, от подобной ситуации не стоит ждать ничего хорошего.

Идут с древности

В мире суеверий есть своя очень чёткая логика. Суеверия универсальны, поскольку касаются того, что волнует каждого человека, суеверного ли, верующего или атеиста.

Этнографы, изучавшие жизнь и мышление жителей жарких стран, «зависших» в каменном веке, столкнулись с тем, что аборигены уверены, будто бы человек должен жить вечно, сытый, здоровый и довольный жизнью, но в этом ему мешают злые духи и колдуны. Через разные лазейки злые силы получают доступ к душе человека: не с той ноги встал, не на ту лошадь сел, не туда глянул, не так оделся. А если следовать всем бесчисленным рекомендациям, то будешь жив-здоров хоть тысячу лет, хоть две, пока самому не надоест.

Суеверия — это «живая древность», показывающая, что за десятки тысяч лет общественного прогресса, вопреки явным технологическим инновациям, автомобилям, гаджетам и стиральным машинам, мы не так далеко ушли ментально от наших предков, ютившихся во мраке холодных пещер.

Особая армия

Суеверия самым кардинальным образом влияют на общественную жизнь. Есть страны, где нет тринадцатых квартир и этажей в домах, хотя у нас это норма.

А до революции, в Российской империи, в казённых сберегательных кассах невозможно было снять с собственного счёта свои же деньги в понедельник из-за расхожего суеверия, что в понедельник нельзя возвращать долги, иначе будешь платить кому-то до следующего понедельника.

Сформированная летом 1916 года, во время Первой мировой войны, в Российской империи тринадцатая по счёту армия, то есть не армия как таковая, а крупное общевойсковое оперативное объединение, включавшее в себя в том числе и Гвардейский корпус, получила название Особой армии. Официально уверяли, что армию нарекли Особой именно потому, что в ней соединились отборные военные подразделения. Но народная молва разносила, что имя Особой должно было помочь избежать отрицательной магии числа 13.

Пустой медальон

Любое общественное потрясение — а Первая мировая война 1914-1918 годов была таковым — порождает волны слухов, предрассудков и суеверий. После того, как правительство ввело карточки на покупку сахара, в селе Абрамовка Симбирского уезда распространились суеверные слухи, что карточки — не что иное, как «печать Антихриста», и каждый, кто примет их в руки, будет проклят. Люди наотрез отказывались принимать карточки и категорично, угрожая расправой и разрывом всяких связей, требовали того же от родных и близких.

Уже в советское время, в марте 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, в Красной армии появились карболитовый пенальчик-медальон, в который помещалась на специальном бланке бумажная записка с персональными данными бойца. Получили подобные и уроженцы села Ерыклинск, ныне Мелекесского района, братья Картушины Павел, 1911, и Василий, 1915 года рождения, Петровичи. Расхожее солдатское суеверие гласило, что записку в медальоне ни в коем случае нельзя заполнять — тогда точно погибнешь. Старший, Павел, свою записку заполнил, Василий носил медальон пустым.

В мае 1942 года красноармеец Василий Картушин был тяжело ранен в бою за город Холм — настолько, что его родным выслали «похоронку». Но через несколько месяцев он вернулся домой, живой, комиссованный по ранению, и привёз с собой как реликвию тот самый медальон. Летом 1942 года Павел Картушин без вести пропал под Сталинградом. Спустя десятилетия поисковики «подняли» останки бойца, опознанного по записке в «смертном» медальоне…

Суеверный футбол

Состоявшийся в 1879 году второй губернский съезд врачей Симбирской губернии высказался против введения обязательного оспопрививания в Симбирской губернии из-за недостатка медицинского персонала — и из-за народных суеверий, чреватых бунтами из-за «враждебного отношения к оспопрививанию большей части населения».

Если касаться вещей забавных, то можно припомнить, что в августе 1913 года в Симбирске состоялся первый в истории города официальный футбольный матч. Команды звались по именам капитанов: «Дмитриевцы» и «Колосовские», причём вторые разгромно проиграли. «Колосовские» жаждали отыграться — и продули ещё два матча подряд! Удручённые таким оборотом, они сменили капитана и название на «Синицинских» и придумали себе ещё и имя «Эсмеральд». Под водительством энергичного присяжного поверенного, то есть адвоката Синицина команда выиграла десять матчей подряд! Так в старом симбирском футболе возникла суеверная традиция менять название «клуба» после каждого поражения.

Запрещенные дни

В XVIII–XIX веках сторонники Просвещения считали, что суеверия изживут сами себя с распространением народного просвещения, мол, грамотные люди не станут верить во всякую ерунду, а, глядя на них, и безграмотные оставят свои заблуждения — да как бы не так! Просвещённая публика в недоумении отмечала, что суеверия особенно пышным цветом начинали процветать там, где нива просвещения давала, кажется, вполне ощутимые всходы — например, в селе Тетюшское Симбирского уезда, всего в паре десятков вёрст от губернского города.

Местные женщины в течение многих месяцев от Пасхи «сберегали» без всяких морозилок коровье масло и яйца, которые, «несмотря на то, испорчены они или нет», съедали на наступившую Масленицу. Считалось, что это к удаче, хотя на деле «следствием этого обыкновения бывало немало больных», а кто-то и вовсе не выживал после кулинарных экспериментов…

Женщины почитали двенадцать «больших» пятниц накануне важных религиозных праздников — в эти дни, чтобы не спугнуть удачу и не накликать горя, было запрещено что-либо делать. Особенно ответственной считалась Ильинская пятница, канун Ильина дня, 2 августа (20 июля), «вследствие того, что будто Илья Пророк, разъезжая во время грозы по небу на огненной колеснице, производя гром и молнию, поражает не почитающих его пятницы громовою стрелою».

Великим грехом считалось браться за какую-либо работу в день Благовещения, 7 апреля (25 марта). В этот же праздник нельзя было ничего и никому давать из дома, в долг ли, в дар ли — даже кусок хлеба или копейку бедному нищему.

Зато между ворами в симбирских пределах процветал суеверный обычай «заворовывать» что-либо в ночь на Благовещение, «производить опыты какого-либо воровства, и если эти опыты окажутся удачными, то и во весь год промысел этот будет также удачен, и наоборот».

Суеверный ужас окутывает всё, что связано с «тем светом». Много лет назад одна бабушка, жившая в районе старого кладбища на Карла Маркса, рассказывала, что когда она была девушкой, а кладбище — действующим, то вечерами по дороге к дому самых навязчивых и нетрезвых воздыхателей буквально сдувало ветром, стоило показаться кладбищенской ограде!

Ермил ЗАДОРИН.

 

Exit mobile version