Каменная баня и загадочный город Ошель
В самом центре современного Ульяновска, рядом с бывшим Дворянским собранием, а ныне Дворцом книги, можно видеть таблицу о нахождении здесь археологического памятника, булгарского могильника IX–XI веков. Что наш край связывает с Волжской Булгарией?
Это далеко не единственный булгарский могильник, попавший в городскую черту, – в 2000 году древнее кладбище было обнаружено на площади перед Ульяновским автозаводом. Оно получило имя Автозаводского могильника. В названии этом переплетаются разные эпохи, разные технологии – ведь автомобилей булгары, разумеется, не строили. Рядом с погребёнными обнаружены останки их коней и конская сбруя. Это и демонстрация социального статуса покойного, и память о недавнем кочевом прошлом булгар, ведь для кочевника конь был не просто средством передвижения, но и важнейшей частью жизни, даже жизни загробной.
В 922 году Волжская Булгария приняла ислам – следовательно, либо захоронения с погребальной утварью сделаны до этого времени, либо они лишний раз свидетельствуют о том, как не сразу в общественной жизни утверждались новые обычаи и нормы погребальных обрядов.
Застава
В эпоху переориентации на внутренний туризм, славное историческое прошлое конкретного региона оказывается востребованным, способным приносить как имиджевые, так и вполне материальные дивиденды за счёт потоков туристов и религиозных паломников. Некоторое время назад, помнится, у нас проталкивалась идея с «1700-летней» Старой Майной как альтернативной Киеву «матери городов русских», но идея «не прокатила».
Удачным примером эксплуатации исторического наследия следует признать появление в том же Старомайнском районе, в окрестностях села Ивановки, историко-культурного комплекса «Булгарская Застава». Главной её «изюминкой» является воссозданная реплика средневековой деревянной крепости с двумя надвратными сторожевыми башнями.
Здесь ежегодно, начиная с 2018 года, проходит фестиваль живой истории или исторической реконструкции «Волжский Путь», собирающий гостей и участников из разных регионов, и посвящённый эпохе средневековья, особым образом истории государства Волжская Булгария, расцвет которого пришёлся на X-XIII века, и которое охватывало территорию, ныне занимаемую Татарстаном, Чувашией, Ульяновской, Самарской и Пензенской областями.
В ульяновских пределах
Волжская Булгария (или Болгария, разночтение несущественно) самое северное в средневековой истории мусульманское государство, стало также первым в истории полноценным государственным образованием, охватывавшим большую часть пределов исторического Симбирского-Ульяновского края. Кстати, по числу выявленных булгарских памятников Ульяновская область уступает только Татарстану.
Но ульяновский археолог Юрий Семыкин считает, что за ульяновским краем есть серьёзный приоритет. Именно в современных ульяновских пределах в VIII-IX веках происходило обращение лихих орд кочевников-булгар в страну строителей, ремесленников и земледельцев. Здесь, например, в районе села Ундоры, где концентрируются многие интереснейшие археологические памятники, процветала металлургия. Добыча железа осуществлялась не только для обработки его местными ремесленниками, но и на экспорт. Булгары экспортировали и сельхозпродукцию, в частности зерно, обильно процветавшее на щедрых средневолжских чернозёмах.
В 1992 году в окрестностях села Шиловка Сенгилеевского района были раскопаны раннесредневековые курганы, материалы которых замечательно иллюстрируют особенности этого процесса. Богатые захоронения были разграблены ещё в древности, но в одном из них сохранились костяные пластины, украшенные резным орнаментом, украшавшие либо седло, либо, что ещё вероятнее, круглый щит диаметром 80 сантиметров. На сохранившихся пластинах, составлявших всего пятую часть декора, видны фантастические драконы, батальные и охотничьи стены, изображения воинов, скрывающихся за крепостной стеной.
Подобный щит не держал удара копья или сабли – он использовался исключительно для защиты от стрел, причём при защите укреплений, крепостных стен. Знатный воин, носивший его, не нападал, как это было принято у кочевников, а оборонялся, и это – знак того, что бывшие кочевники теперь уже сами строили укрепления, чтобы отбиться от нападавших.
Да, где появлялись покой, достаток и даже богатство, появлялась и настоятельная необходимость сохранить всё это от алчных врагов, и Волжская Булгария активно строила города, укреплённые населённые пункты, за стенами которых могли укрыться и их жители, и жители окрестных сельских поселений.
Внутри оборонительных валов и стен выделялась особая площадь, на которой со своим скарбом и скотом могли пережидать осаду прибывшие беженцы, здесь же располагались различные частные и общественные сооружения: мечети, палаты, дома, мастерские, бани.
Каменная баня
Ещё в 1991 году близ села Красное Сюндюково Ульяновского района, на городище, получившем название Красносюндюковское I, в ходе строительных работ случайно были обнаружены развалины каменной, то есть кирпичной булгарской бани, датированные учёными X-XII столетиями. На сегодняшний день этот памятник археологии является старейшей каменной постройкой, выявленной и сохранившейся на территории Ульяновской области.
В бане, построенной с использованием лучших, проверенных веками банных технологий (например, пол с искусственным подогревом был известен ещё со времён Древнего Рима), мылись и коротали время лучшие люди Красносюндюковского I городища, далеко не самого большого, явно нестоличного города Волжской Булгарии.
Элементарная логика подсказывает, что люди, мывшиеся в каменной бане, наверное, и жить должны были в каменных домах, и молиться в каменной мечети, и заседать в каменной палате… Но чтобы достоверно установить это и явить миру памятники, без малого, тысячелетней давности, нужны масштабные раскопки, а с ними в ульяновских пределах пока не очень. Да, у учёных есть большой интерес к булгарским памятникам на территории Ульяновской области – но учёным нужны средства.
Загадочный город
Впрочем, есть в ульяновских пределах куда как более интересные объекты, чем Красносюндюковские городища. Речь идёт о третьем по размерам и значению городе Волжской Булгарии, загадочном и легендарном городе Ошель. Город этот канул в вечность 15 июня 1220 года, когда был захвачен и разорён Юрьевским князем Святославом Всеволодовичем (1196–1252), родным дядей великого князя Александра Невского.
Это была блестящая победа: со сравнительно небольшой дружиной, князь Святослав прошёл вглубь булгарской территории, нанёс свой удар и благополучно вернулся обратно, увозя несметную добычу и захваченных пленников – на «нажитое» в Ошеле князь потом отстроил в своей столице, городе Юрьеве-Польском, что в нынешней Владимирской области, признанный шедевр древнерусской архитектуры, белокаменный Георгиевский собор.
Ошель не смог оправиться после разгрома. Память о городе осталась лишь в преданиях и сказках: на историческом горизонте уже маячили грозные монголо-татары, дотла разорившие Волжскую Булгарию в 1236 году.
Учёные называли двух возможных «кандидатов» на местоположение Ошеля: два древних городища в современном Татарстане, в районе Камского устья – но и сами смущались тем, как же мог русский князь незамеченным подобраться к этим городам? А тем более, уходить вверх по Волге, на судах, перегруженных добычей, против мощного течения великой реки? Ульяновские исследователи Радий Губайдулов и Юрий Семыкин выдвинули предположение, что легендарный Ошель находился в пределах современной Ульяновской области, и это – грандиозное городище близ села Старое Алейкино Ульяновского района. Значение Староалейкинского городища определялось контролем над одним из важнейших для Волжской Булгарии сухопутных путей, на Киев, столицу Киевской Руси. Русь веками была для Волжской Булгарии важным торговым партнёром, и к тому же основным политическим и военным противником.
Если для атаки на Ошель Святослав Всеволодович воспользовался существовавшим сухопутным торговым путём, это много объясняет. Посуху, например, было гораздо проще скрытно подойти и внезапно атаковать город, прикинувшись торговым караваном, к тому же так было проще убраться восвояси, увозя награбленную добычу. Такой тактикой, среди прочих, пользовался легендарный Стенька Разин.
Городище
То, что Староалейкинское городище – место важное, подчёркивает обнаружение здесь актовой свинцовой печати великого князя Киевского, Владимира Мономаха (1053–1125). Подобные печати крепились к важным документам, составленным либо самим великим внязем, либо от его имени. Это указывает на существовавшие международные отношения, к которым некогда была причастна находившаяся в городе администрация.
Численность населения Староалейкинского городища, по мнению Юрия Семыкина, должна оцениваться цифрой в тридцать тысяч жителей. По-нашему кажется немного, но в том самом XIII веке, когда пал Ошель, признанные мировые столицы Лондон и Париж могли похвастать всего двадцатью пятью тысячами жителей каждый.
Чтобы выяснить, кто же всё-таки прав, нужны масштабные раскопки древнего городища, и тогда всё встанет на свои места. И наконец, как знать – может, найдут и клады, которые успели запрятать местные жители, но не успели отыскать нападавшие…
Ермил ЗАДОРИН.