Созданную в Ульяновске статую Ленина установили во вьетнамской провинции Нгеан. Её автор — ульяновский скульптор Игорь Смиркин. Монумент высотой 3,6 метра и весом 4,5 тонны выполнен из специальной художественной бронзы. «Молодёжка» встретилась со скульптором.
– Почему право создать этот памятник досталось именно Вам и какую идею Вы вложили в своё творение?
— От своих товарищей я узнал, что проводится отборочный конкурс. Подал заявку — сделал эскизы, защищал свой проект перед комиссией. Уж не знаю, сколько коллег участвовало там, но выбрали меня. Я решил представить Ленина в состоянии диалога, без сжатых кулаков на груди, призывающих к революции, а как чисто лирического персонажа. И сделал его более реальным, сохранив пропорции, — он же невысоким был. А то посмотришь на другие памятники — то баскетболист, то байкер, высокий, грозный. Мне хотелось увидеть не теоретика, а земляка.
– Как долго Вы делали памятник?
— Создавать всё приходилось в сжатые сроки — всего пять месяцев. А обычно такие проекты делаются в год или два. Так что приходилось работать по 12 часов в день. К самой работе я всегда подхожу как актёр, который входит в роль. Когда создаёшь образ какого-то персонажа, то невольно сам почти становишься им. Так что работа на сто процентов личная. Мне, конечно, дали ограничение по размерам, но больше ничего. В плане творчества я был полностью свободен.
– Вы довольны своей работой? Достойно ли её оплатили?
— Когда находишься в процессе создания своего творения, не особо думаешь о том, насколько ты доволен. Концентрируешься больше на том, чтобы всё шло, как положено. А уже после, когда всё закончил и этот вопрос появляется в голове, ответ один — «А то!». Я не зацикливаюсь на работах, сделал проект — приступай к другому. Продолжаю работать уже над другими проектами. А насчёт оплаты — я не думаю об этом. Понимаете, это как монетизировать бесценные вещи. Не это главное. Даже не так, в подобных вещах это совсем не важно.
– Как памятник был доставлен во Вьетнам? Вы присутствовали на его открытии?
— Мы отливали памятник под Смоленском, недалеко от Катынского мемориала, с командой из 20 специалистов разных областей. Некоторые были из Беларуси. И это на российские деньги. А доставка, как мне известно, оплачивалась вьетнамской стороной. Его перевезли во Владивосток, а оттуда по морю уже во Вьетнам. Но вообще хочу пожаловаться. Вроде не ботинок сделал, а никто из властей даже с творческим успехом не поздравил. В Нгеан я, конечно, не ездил. Памятник видел только тогда, когда мы его отлили.
— А почему вообще решили установить памятник Ленину в Нгеане? Какая взаимосвязь у вьетнамской провинции с Ульяновской областью?
— Наша область и Нгеан с 2007 года поддерживают побратимские отношения. А в 2017 году у нас установили памятник Хо Ши Мину — первому руководителю Демократической Республики Вьетнам. Тогда при Морозове ещё договорились об ответном «подарке». Вот он и получен. У нас даже вьетнамская диаспора есть. Общался с послом их здешним – Чин Ван Куе – о том, как им памятник. Ответил: «Очень хорошо». Это порадовало.
– А какое место этот памятник занимает в Вашем творчестве?
— Есть у меня памятник Андрею Блаженному, памятник жертвам политических репрессий, памятник-арка чернобыльцам в Засвияжье, портрет Жукова в госпитале ветеранов войны (внучкой отмечен как один из лучших), памятная доска Добролюбова (главврач поликлиники № 4 за Свиягой), ряд генералов — руководителей танкового училища… Всё это, безусловно, важно, и если бы мне не были близки те люди и темы, с которыми связаны скульптуры, то я бы вряд ли за них взялся.
– А сейчас Вы над чем-то работаете? Есть ли у Вас проект мечты?
— Мне 65 лет. Я скульптурой занимаюсь с пятого класса. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт, Пензенское худучилище. Раньше государство делало большой упор на «монументальную пропаганду». Продвигались общечеловеческие, вдохновляющие и светлые ценности. Художник проходил долгое обучение — не один десяток лет. И потом у него были все условия для существования. Заказы, его труд оплачивались. Он всегда оставался востребован. Даже изображение партийных лидеров — тоже хлеб. А сейчас — ни условий, ни заказов. Занимался воспитательной работой, преподавал в художественном училище до 2007 года, потом пять лет работал главным художником области в правительстве, затем вышел на пенсию. А так эскизы делаю постоянно самые разные. Есть у меня проекты крейсера «Рюрик» 1905 года, Александра Невского. Хочется реализовать все мечты, а возможности не всегда есть. Так что сейчас участвую в конкурсах — может, что-то и будет.
Записал Владислав ЛАЗАРЕВ.