Просмотры972Комментарии0

Тайны Чёртова городка: интервью с профессором и автором монографий

Евгений Бурдин, профессор кафедры философии и культурологии Ульяновского педагогического университета, начал писать книги по краеведению еще студентом. Недавно у него вышла монография «Замечательные поселения Ульяновского левобережья». Мы взяли интервью у писателя.

– Расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше изучение истории родного края?

– Пожалуй, всё началось с моего увлечения художественной и научной литературой. Любовь к книгам привил мне мой уже, увы, покойный дед по матери Василий Бобров – у него была огромная библиотека. Чуть ли не всё свое свободное время мы ходили по книжным магазинам и потом перелистывали и читали книги.

Кроме того, с раннего детства я часто ездил в село Никольское Спасского района республики Татарстан к своим родным. Предки моей бабушки по матери издавна жили в Никольском. Предки бабушки и дедушки по отцу – в ныне почти исчезнувшем соседнем селе Щербеть. Поэтому меня с детства начала интересовать история этого края, его поселений и людей.

Одно из ярких воспоминаний детства – красивейшая Казанско-Богородицкая церковь в Никольском. Я повидал много разных храмов, но редко какой из них мог бы соперничать с нашей сельской церковью. Мальчишкой я с закадычными друзьями бродил около нее, залезал в заросли, окружавшие церковь, в поисках старинного клада, с интересом осматривал надгробные памятники, искал подземные ходы. Однажды мы с другом через окно залезли в церковь (тогда она была заперта, в ней находился склад). Освоившись в полумраке, я увидел красивый плиточный пол, позолоченную резьбу иконостаса, роспись, и был очарован. До сих пор помню это чувство благоговения…

Казанско-Богородицкая церковь в Никольском

В начале 1980-х гг. я впервые услышал о Старом городе, который в 1950-х годах был оставлен жителями, так как попадал в зону затопления Куйбышевского водохранилища. Но после 1957 года затопило только малую часть старого Куйбышева (до 1935 г. Спасск), причем он оказался на большом Спасском острове, доступ на который был затруднен. С 1984 года начался отсчет моей эпопеи с походами в Старый город. Помню ясную жаркую погоду. Остров в ту пору не был таким заросшим, как сейчас. Путешествие в Спасск верхом на лошади было, конечно, приятным. Со мною отправились дядя Коля и отец. Особенно запомнились мощные развалины педучилища, около которого впоследствии мы много раз останавливались, а также торчавшие из земли решетки тюремного замка.

Результатом моего интереса к этим уникальным в природном и историческом отношениях местах стали ряд научных и популярных статей в поволжских газетах и журналах, а также несколько книг, главной из которых я считаю книгу «Волжская Атлантида: трагедия великой реки».

– Могли бы рассказать о ваших книгах, какое признание они получили в обществе?

В 2006 году за монографию «Волжская Атлантида: трагедия великой реки» по итогам II Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина». В 2011 году вышла монография «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России». Она вошла в лонг-лист Премии в области общественно-научной литературы «Общественная мысль» за 2011 г. В 2012 год в марте удостоен сертификата участника IX Ежегодной областной выставки-конкурса «Симбирская книга – 2011» (июнь), лауреат экологической премии Губернатора Ульяновской области «Солнечной орёл» (за монографию «Волжский каскад ГЭС: триумф и трагедия России») (июль); лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу.

В 2018 году в рамках Всероссийской выставки-ярмарки «Симбирская книга» я получил диплом «Лучшее историко-краеведческое издание» за книгу «По следам Спасителя…». В 2024 г. такой же диплом получил за продолжение темы христианства и РПЦ на Средней Волге – книгу «Свет православия. История РПЦ в Среднем Поволжье»)

В 2023 году в рамках Всероссийской выставки-ярмарки «Симбирская книга» я получил диплом «Лучшее справочное издание» за книгу «Вдоль берегов великих рек. Путеводитель по Средней Волге и Нижней Каме».

Недавно вышла ваша новая книга “Замечательные поселения Заволжского левобережья”. О чем она?

Монография посвящена истории и культурному наследию 22 крупных в прошлом населённых пунктов (ныне существуют 14 из них) трёх левобережных районов Ульяновской области, прилегающих к Куйбышевскому водохранилищу – Старомайнского, Чердаклинского и Мелекесского. Главное внимание уделяется времени образования поселений, происхождению их названий, демографической динамике, объектам культурного наследия, в т. ч. памятникам археологии и культовым зданиям, а также хозяйственным промыслам местных жителей. Исследование выполнено на основе комплекса исторических источников (воспоминания старожилов, материалы археологии, письменные документы и т.д.). Изучение населённых пунктов проводилось на широком историко-культурном и ландшафтном фоне.

Какие новые факты можно почерпнуть из нее?

– Географическое положение, особенно близость Волги — одной из крупнейших водных магистралей Европы, всегда накладывало существенный отпечаток на жизнь прибрежных поселений. Здесь в течение сотен лет складывался специфический социальный, культурный и экономический уклад, хорошо вписывающийся в авторскую концепцию, по которой Волжская цивилизация — это уникальный комплексный феномен, по ряду параметров не имеющий аналогов ни в нашей стране, ни в мире. России. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники нематериального и материального культурного наследия, воспоминания старожилов и т.д. Река и её долина играли важную роль как в духовной жизни, так и в хозяйстве. Жители прибрежных селений занимались рыболовством, скотоводством, садоводством, производством зерна и его сбытом и т.д. Даже в индустриальную эпоху промышленность на этой территории имела второстепенное значение (за исключением заволжских слобод, которые с 1917 г. стали оплотом симбирской индустриализации).

Расскажите, пожалуйста, о тайне Чертова городка.

Самое важное открытие на Чёртовом городке было сделано ещё в 1996 г. (с продолжением в 2004 г.), когда археологи частично раскопали там раннесредневековое языческое святилище со следами человеческих жертвоприношений, датируемое VIII–IX вв. н.э. Пока оно является единственным на территории Ульяновской области, исследованным археологами. В одном из найденных финно-угорских погребений ломоватовской культуры (считается, что на её основе сложилась родановская культура — культура предков коми-пермяков) была захоронена представительница знатного рода, предположительно шаманка (есть и версия, согласно которой женщину принесли в жертву). После тщательного изучения могилы и её содержимого появился сенсационный вывод, носящий характер гипотезы: она является примером древнего языческого обряда обезвреживания покойника, при жизни обладавшего сверхъестественными (для современников) способностями. Считалось, что шаманы общались с умершими, что вселяло в людей страх, а мёртвый шаман представлял ещё большую опасность. Поэтому после смерти скелет такого человека разрушался преднамеренно (как правило, частично). Что касается «шаманки» с Чёртова городка, то после истления мягких тканей предположительно череп был отсоединён от тела, причём нижнюю челюсть положили у затылка (чтобы умершая не могла произносить заклинания), трубчатые кости ног переломали, а ступни отсоединили (чтобы покойник не мог встать). Безусловно, скелет нуждается в более детальном обследовании антропологами. Однако сам факт захоронения на территории святилища и наличие трёх гривен (шейных украшений знатных людей) говорит о многом.

Экспедиция к с. Ботьме, 2014

Если говорить про те села, о которых вы писали, какое самое древнее?

– Время основания около половины прибрежных населённых пунктов Заволжья (предположительно 12) — XVII в., в т.ч. одно поселение (Кайбелы) — первая половина этого столетия, два (Белый Яр и Ерыклинск) — середина (1652) и остальные — вторая половина XVII в.

Расскажите, пожалуйста, про приезд императрицы Екатерины II в село Головкино.

После наследников графа Головкина нашим барином стал самый старший из братьев Орловых, любимцев царицы Екатерины II – граф Иван Григорьевич Орлов. Ну а в 1767 году государыня пожелала проплыть по Волге и увидеть новое имение графа. В кои-то веки наши края посещали столь высокие особы! Барская усадьба и всё село напоминали растревоженный улей – ударить лицом в грязь перед самой государыней было нельзя.

Прошло уже почти полвека, но по словам родителя и стариков-старожилов, дело было так. В июне царица на огромном корабле с парусами причалила к пристани, рядом с тем местом, где протока Княгинька вливалась в Волгу, почти напротив села. Дальше галера с большой осадкой пройти не могла – Княгинька была мелковата. Да и нашу речку Урень в это время местами можно перейти вброд. И до села было рукой подать.

Тем временем приодетые жители ближних селений, взволнованно перешёптываясь, глазели на то, как моложавая, стройная, среднего роста Екатерина II, одетая в богатый костюм для пеших прогулок, уверенно спускалась по сходням на берег. И пошла к роскошным каретам, которые стояли неподалёку. Народ кланялся, с любопытством рассматривая царицу и её блестящую свиту.

Самодержица подошла к первой карете, с улыбкой глянула на солнце, под жаркими лучами которого испарялась утренняя роса, и вдруг во всеуслышание заявила, что хочет прокатиться на санях! Народ заволновался: «Мыслимое ли дело, летом, да на санях!». Но забегали придворные и местные помещики с купцами – желание царицы – закон! На счастье, рядом с пристанью оказались склады, в которых хранились запасы соли. Недолго думая, охотники кинулись туда, и начали таскать мешки с солью к дороге. А угодники показывали, куда и сколько сыпать, чтобы сани хорошо скользили. Толпа ошарашенно смотрела на небывалое дело – дорога на глазах становилась белой, как будто летом выпал снег!

Как бы то ни было, царица благополучно доехала до нашего села, где целый день гостила в усадьбе графа Орлова. Успела она прогуляться и по нашим окрестностям. До сих пор в селе ходят слова Екатерины II – мол, топтала луга, такого хорошего хлеба, как здесь, нигде не видала, лес сплошь дубовый и липовый, в лугах и лесах цветущие травы, земля чёрная, а местные жители избалованы Богом, не знают нужды и живут в изобилии. Царицу потчевали осетриной, и она призналась, что отродясь не ела такую вкусную рыбу.

Подскажите, где находится Священная гора, о которой вы пишите? Почему так называется?

– В 3 км к югу от современного села Крестово-Городище на берегу Куйбышевского водохранилища находится Святая (Священная) гора. Несмотря на то, что сейчас почти вся она разрушена, гора всё же производит сильное впечатление. До сих пор у подножья Святой горы можно найти фрагменты человеческих скелетов из упавших погребений и керамику. На ней находилось ныне почти разрушенное мусульманское кладбище.

С Чижиковым в Ульяновске в 2015

– Почему так много легенд, связано со Степаном Разиным?

Мифологизация Разина началась ещё при его жизни – уже тогда удачливого атамана считали чародеем, укрывателем кладов и великим грешником. Удачливость фольклорного Разина-разбойника объяснялась колдовскими свойствами.

Разин – первый и главный в русском фольклоре разбойник-колдун, сверхъестественные способности которого позволяли ему исполнять любое желание. Поэтому он легко собирал войско, заговаривал оружие и одерживал победу. В одном из преданий говорилось: «Храброму атаману-колдуну легко было собрать большое войско; бывало, возьмет липовую лутошку, отрежет щепку, бросит в Волгу, и вот на реке появляется корабль с вооруженными казаками».

Колдовские свойства определили посмертную судьбу Стеньки как демона, мертвеца, охраняющего свои клады. В сказаниях он часто представал «ходячим мертвецом», укрывающим свои сокровища. Если верить молве, то разинские клады зарыты чуть ли не по всей Волге. Но заклятия атамана сделали их недоступными для простых смертных. В народе говорили, что Разин проверял свои богатства. Поэтому его видели мчащимся на белом коне по горам и курганам или в струге под белыми шёлковыми парусами на Волге.

– Какой самый старинный храм на территории, о которой вы пишите?

Наиболее ранние церкви здесь были построены в 1652–1653 гг. в Белом Яре и Ерыклинске. Поражают масштабы разрушения культовых памятников: из 25 существовавших до 1917 г. в 22 изученных поселениях православных храмов частично сохранился лишь один — Богоявленский храм в п.г.т. Старой Майне (ныне действует).

Архитектурными достоинствами, значимостью и размерами выделялись Вознесенская и Казанско-Богородицкая церкви, возведённые соответственно в 1785 и 1794 гг. в Головкино и Никольском-на-Черемшане.

Богоявленский храм в Старой Майне

Работаете ли сейчас над новой книгой? О чем планируете писать в будущем?

Я недавно написал книгу о разбойниках, сейчас пишу про клады региона. Предположительно, она будет готова к июлю. Для двух последних книг выбрал жанр – нон-фикшн. Это жанр нехудожественной литературы, в сюжете нет вымышленных событий или персонажей. Там действуют только реально существовавшие герои. Однако читается такая книга легче, чем научная статья. В будущем планирую написать книгу про Волжскую цивилизацию, систематизировать всю информацию, которая накопилась за годы.

Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное