Волжская Булгария — первое известное в истории полноценное государство, в состав которого входили изначальные территории Симбирского-Ульяновского края. Оно располагалось в Среднем Поволжье и приблизительно охватывало территорию, которую ныне занимают республики Татарстан и Чувашия, Ульяновская, Самарская и Пензенская области.
Булгары или болгары
Волжская Булгария считалась по своим временам довольно густонаселённым государством: почти полтора миллиона жителей. Она оставила после себя около двух тысяч выявленных археологический памятников: почти две сотни городищ, укреплённых городов и городков, девять сотен неукреплённых селищ, сёл и деревень в нашем понимании слова.
Волжские булгары или болгары — принципиальной разницы, кроме произношения, между этими понятиями не существует — потомки племенного союза Великая Болгария, который в VI–VII столетиях контролировал северно-причерноморские и приазовские степи, полуостров Крым. Под ударами новых волн кочевых племён и внутренними смутами Великая Болгария посыпалась. Часть болгар ушла в Западное Причерноморье, туда, где теперь находится Болгария.
Другая часть подалась на север, наконец, ближе к концу VIII века, обосновавшись в Среднем Поволжье. Отличные воины, булгары поначалу пугали местное население и грабили торговые караваны, но вскоре смекнули, что куда выгоднее не грабить, а контролировать торговые пути, не разорять в одночасье местное население, а периодически получать с него налоги.
Путь к исламу
Важнейшим символическим актом, утвердившим существование нового государства, стало принятие Волжской Булгарией ислама в качестве государственной религии. Язычники жили крохотным мирком, ближайшей округой своего населённого пункта, в которой имели «силу» их собственные боги — соответственно, незазорным считалось нападать на всех «чужаков», хотя бы ближайших соседей. Там, где все «свои», правоверные, как в булгарском случае, формировалась другая, более широкая идеология, в рамках которой «своими» парадоксальным образом были даже далёкие чужестранцы, мусульмане Средней Азии или Персии, к которым вёл проходивший через пределы Волжской Булгарии великий торговый путь по Волге и Каспийскому морю.
Первым мусульманским правителем государства стал царь Алмуш, или Алмас, взявший имя Джафар ибн Абдаллах. В 921 году Алмуш-Джафар снарядил посольство в Багдад — тогдашнюю столицу всего исламского мира, ожидая идеологической, политической и военной помощи от единоверцев.
Удивительные вещи
В июне 921 года из Багдада в неведомый Булгар отправилась ответная миссия, насчитывавшая три тысячи человек, секретарём которой был путешественник и дипломат Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади, «Записки» которого, чудом сохранившиеся для потомства, считаются теперь самым большим достижением посольства.
«Я видел в этой стране столько удивительных вещей, что я не перечту из-за их множества, — дивился багдадский гость. — Я видел у них яблоки очень зелёного цвета и с ещё большей кислотой».
«Я видел у них дерево, не знаю, что это такое. Жители этой страны пробуравливают его и ставят под ним сосуд, в который течёт жидкость, более приятная, чем мёд. Если человек много выпьет её, то она его опьянит, как опьяняет вино», — это про берёзовый сок.
«Мужчины и женщины спускаются в реку и моются вместе голые, не закрываются один от другого, — поражался правоверный ибн Фадлан простоте булгарских нравов. — Я не переставал прилагать старания, чтобы женщины закрывались от мужчин, но это мне не удалось исправить».
Ибн Фадлан и багдадское посольство оказалось в булгарских пределах, переправившись через реку Джарамсан (нынешний Большой Черемшан), левый приток Волги, впадающий в неё в пределах современной Ульяновской области, близ села Никольское-на-Черемшане. Считается, что в X веке Черемшан был естественной границей Волжской Булгарии, рубежом, который сравнительно легко получалось контролировать, так как через реку существовало совсем немного мест, удобных для переправы военных отрядов и караванов, конницы и грузов.
Памятники
К настоящему времени в пределах Ульяновской области выявлено две сотни археологических объектов булгарского времени — мы уступаем только Татарстану. Важными и хорошо изученными памятниками края являются Кайбельский и Танкеевский могильники, курганы у сёл Шиловка и Дмитриево-Помряскино, Крестовое, Кайбельское и Красносюндюковское городища, Краснореченское селище.
Булгарские памятники расположены в городской черте и ближайшей окрестности современного Ульяновска: Автозаводской, прямо напротив «УАЗа», поселение на Среднем Венце. Ещё один булгарский могильник выявлен в самом центре города, у Дворца книги, где установлена соответствующая информационная доска. Кстати, считается, что в состав Волжской Булгарии входил город с названием Синбир — а Симбирск до 1780 года звался именно Синбирском — некогда поражавший иноземных купцов и путешественников.
Правда, находился Синбир не на месте нынешнего Симбирска-Ульяновска, а на левом берегу Волги, в районе современного Крестово-Городища — и канул на дно современного Куйбышевского водохранилища. В 1851 году при селе Кайбелы рыбаки вытащили из Волги «весьма древнюю, хорошей работы, золотую цепь с бляхою, которая, как достоверно известно от симбирских очевидцев, украшена двумя золотыми подвесками». Цепь весом в почти полкилограмма была представлена императору Николаю I, который щедро наградил нашедшего деньгами и золотыми часами, а находку приказал поместить в Оружейную палату московского Кремля.
Итильская торговля
В пору своего расцвета крупнейшие города Волжской Булгарии Биляр и Болгар запросто тягались по размерам и числу жителей с признанными мировыми столицами — Лондоном, Парижем. Причём первенство было за волгарями, или итильцами. Итиль — так называли в те времена Волгу. Площадь Болгара достигала 400 гектаров, это в 80 раз больше афинского Акрополя, в 14 раз — московского Кремля.
Через триста лет после того, как его покинули последние жители, в Болгаре насчитывали руины более чем семидесяти каменных зданий. В середине XI столетия в городе армянскими купцами и ремесленниками была построена первая в Поволжье каменная церковь. На христианском кладбище рядом с храмом хоронили даже христиан-китайцев! «Единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком», называл древний Болгар известный археолог, академик Валентин Янин.
Контроль над волжской, или итильской, торговлей был очень важным источником процветания Волжской Булгарии, свидетельством чему служат многочисленные монетные клады — например, клад из 825 серебряных дирхемов конца VIII – начала IX века, найденный в 1970 году в песчаном карьере близ села Матвеевка Старомайнского района. Но дело не сводилось только к торговле. В Волжской Булгарии развивались ремёсла, металлургия, сельское хозяйство. Закупки булгарского хлеба в годы сильных неурожаев не раз спасали от голода русские княжества.
Несмотря на официальное принятие ислама, немалая часть населения Волжской Булгарии, особенно в начальный период её развития, продолжала придерживаться языческих воззрений и соответствующих практик. В раскопанных захоронениях ульяновского раннебулгарского Автозаводского могильника обнаружены различные орудия, украшения, посуда, конская сбруя и кости животных. Язычники были уверены, что всё это пригодится и используется по прямому назначению «на том свете».
Борьба
Если Волжская Булгария контролировала Среднюю Волгу, то в нижнем течении реки господствовал Хазарский каганат. Хазары исповедовали иудаизм — и, пишут историки, именно в пику хазарам булгары приняли ислам. Разгром хазар, учинённый в 965 году великим князем киевским Святославом, освободил булгар от вассальной зависимости. Но «освободитель» Святослав не остановился на достигнутом. Он напал на Волжскую Булгарию, захватив её столицу Болгар. Усиление русских княжеств на века стало главным источником беспокойств для Волжской Булгарии.
Борьба шла с переменным успехом. Стороны обменивались ударами, заключали перемирия и союзы. Булгары поквитались с монголами, раскатавшими русскую армию в битве при реке Калке в 1223 году. Не знавшая доселе поражений монгольская армия была разгромлена наголову. Кто-то считает, что это сражение могло случиться в пределах современной Ульяновской области, где-нибудь в Николаевском или Новоспасском районе. Как знать, может, со временем археологи докажут, что это точно так и происходило…
Мужественное сопротивление булгарского народа позволило стране сохранить относительную самостоятельность даже в границах Золотой Орды. В столичных городах Болгаре и Биляре продолжали возводиться монументальные здания, развивались ремёсла. И тем не менее могущество ханов утратили, и страна всё чаще становилась объектом для внешних нападений. В 1366 и 1376 годах Болгар и его окрестности были захвачены и разорены отрядами новгородских разбойников – ушкуйников, а в 1382, 1391 и 1392 годах грабительские походы сюда совершал золотоордынский хан Тохтамыш.
Последним сокрушительным ударом стал военный поход войска московского князя Василия II Тёмного, в 1431 году вторгшегося в Волжскую Булгарию и захватившего его столицу. Государство фактически перестало существовать. Большая часть населения ушла на север и запад, за Волгу, на восток, за Приуралье. Экономический и политический центр жизни региона переместился в Казань. Многие города и поселения окончательно опустели.
Но жизнь продолжалась. Ныне потомками булгар считается часть казанских татар и чуваш.
Ермил ЗАДОРИН.