Просмотры1163Комментарии0

Прощание с бедностью

Региональные власти поставили задачу победить бедность в области к 2030 году. На сей счёт разработали даже проект программы. Но вот будет ли толк от этих цифр и писанины?

Где граница?

Вообще с бедностью ульяновские власти начали бороться ещё при царе Горохе. В пору губернаторства Морозова постоянно издавались подобные программы, ставились конкретные сроки. Ничего не вышло. Морозов в Москве и не бедствует, а бедные продолжают беднеть. С кого спросить за такую заботу?

Нынешняя власть теперь ставит задачу к 2030 году снизить уровень бедности в два раза (по сравнению с 2017 годом) и увеличить рост доходов населения, пенсии (хотя бы не ниже инфляции).

Но загвоздка в том, кого считать бедным. Различные соцопросы показывают, что многие ульяновцы готовы загнать в лагерь нищих всех, у кого зарплата ниже 50 тысяч рублей. Официально же власти по такому случаю разработали свои теории. «Граница бедности» устанавливается на уровне последнего прожиточного минимума на основе потребительской корзины. У нас это где-то 14-15 тысяч рублей, хотя в реальности это уже не бедность, а смерть от нищеты.

Если же всё-таки оперировать цифрами, то, по данным Росстата в Ульяновской области, где-то 13 % населения живёт за чертой бедности (данные за 2021 год). Но соцопросы показывают, что уровень бедности в области — около 30 % (опрошены пять тысяч человек). Кому верить?

В ПФО мы на 10 месте. Беднее нас живут лишь в Республиках Марий Эл и Мордовии. Самые обеспеченные — в Татарстане.

Кого считать бедным?

Тут тоже всё спорно. Власти отмечают в проекте, что это те люди, которые получают маленькую зарплату, проживают в сельской местности, имеют среднее образование, у них не менее троих детей, большинство трудится на ИП. К ним же примыкают неквалифицированные рабочие либо занятые в области культуры, спорта, организации досуга и развлечения, в сельском, лесном хозяйстве, охоте и рыболовстве.

Парадокс! Нынешний Год-то семьи, но по опросам выходит, что чем больше семья, тем меньше денежного дохода приходится на каждого её члена. У нас 58 % опрошенных среди бедного населения имеет трёх и более детей. Практически во всех муниципальных образованиях более половины семей с тремя и более детьми относят себя к категории бедных. А вот среди семей, не имеющих несовершеннолетних детей, считают себя бедными только 20 %. Наименьший процент бедных приходится на холостых – 10 %.

Власти уверены, что на бедность влияет и уровень образования. Так, наибольший процент бедности относится к категории граждан с 8-9 классами образования (49 %), наименьший — с высшим образованием (23 %).

Для Ульяновска, Димитровграда и Новоульяновска уровень бедности составляет примерно 25 %; для сельского населения — 32 %. По районам самый высокий уровень бедности отмечен в Николаевском (40 %), Инзенском (36,7 %), Барышском и Сурском (по 36,5 %).

Сколько получаешь?

Власти рапортуют, что сейчас средняя заплата в области перевалила за 47 тысяч рублей, хотя это весьма сомнительно. Видимо, чтобы сгладить ситуацию, чиновники теперь оперируют понятием медианной зарплаты — 32,2 тысячи рублей. То есть более половины жителей региона официально зарабатывали менее этой суммы. По опросам же выходит, что 54,6% населения области имеют доходы от 12 до 25 тысяч рублей. Почти 31 % — менее 12 тысяч рублей.

По данным областного Минэкономразвития, на крупных и средних предприятиях уровень оплаты труда — 50 801 рубля. По муниципальным образованиям высокие зарплаты в Ульяновске — 55,1 тысячи рублей, Чердаклинском районе — 52,4 тысячи рублей, в Димитровграде – 51,5 тысячи рублей. Самые низкие — в Базарносызганском (29 тысяч рублей), Старокулаткинском (30,9 тысячи рублей), Сурском (31,5 тысячи рублей), Карсунском (32,2 тысячи рублей), Радищевском (32,5 тысячи рублей) районах.

Что делать?

Как отмечают аналитики, нужны высокооплачиваемые рабочие места, также ежегодная индексация зарплаты выше уровня инфляции. И, конечно, сдерживание цен на товары и услуги. Но чиновники не лыком шиты, мол, держим ситуацию на контроле. По зарплате хоть и есть бедные, но в структуре доходов ульяновцев немалая доля приходится на социальные выплаты. В области меры соцподдержки получают более 30 % граждан (в основном ветераны, инвалиды и пожилые). Средний размер такой поддержки в месяц вырос за последние два года с 2304,6 рубля до 2798,9 рубля.

Плюс чиновники уверены, что на бедность влияет ещё и правильное распределение доходов. А тут, как ни крути, по данным соцопросов, почти половину своих доходов ульяновцы тратят на еду. Около 30 % — оплата услуг. При этом расходы на это растут, покупки непродовольственных товаров снизились. Налицо снижение покупательской способности населения. По данным Росстата, в среднем ульяновец тратил в месяц в 2021 году 21 788 рублей. Здесь мы на 70-м месте по стране (для сравнения: Татарстан на 17-м, Самарская область — на 37-м, Чувашия — 76-м, Мордовия — 81-м).

Как итог – мудрёный проект программы, никакой конкретики, одни цифры и профилософские изъяснения. Беднейте дальше?

Арсений КОРОЛЕВ.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное