Просмотры1429Комментарии0

Подделывают голоса близких и смс от мэра

За прошлый год телефонные мошенники похитили у ульяновцев 510 миллионов рублей. Но появляются всё новые и изощрённые способы вытягивания денег у доверчивых граждан. 

Лженачальник

На прошлой неделе в полицию обратилась 47-летняя жительница Ульяновска. В мессенджере она получила сообщение от своего начальника о том, что с ней должны связаться сотрудники из вышестоящих структур, но обсуждать это ни с кем нельзя.

Женщине позвонили неизвестные, представившись сотрудниками правоохранительных органов, и заявили, что на её банковском счёте происходят подозрительные махинации. Якобы преступник, находящийся в федеральном розыске, хочет воспользоваться её личными данными и оформить кредит. Потерпевшей предложили «опередить» злоумышленника и самостоятельно взять на себя кредит. Полученные деньги было необходимо перевести на «безопасный» счёт. В итоге женщина лишилась 190 тысяч рублей.

«Глава города»

Мошенники пытались развести сотрудников администрации Ульяновска. Чиновники в мессенджере получили сообщения якобы от своего начальника Александра Болдакина. Злоумышленники пытались выведать у сотрудников мэрии конфиденциальную информацию.

Аферисты создали фейковый (фальшивый) аккаунт с фотографией ульяновского градоначальника, скрыли номер телефона и предлагали пообщаться с представителями спецслужб. Мэр Александр Болдакин призвал своих подчинённых сохранять бдительность и сообщать обо всех подобных фактах в управление муниципальной безопасности администрации и правоохранительные органы.

Фейковый родственник

Набирает популярность новый вид мошенничества: киберпреступники подделывают голоса близких родственников потенциальных жертв. Для этого они используют специальную компьютерную технологию, которая создаёт дипфейки (реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью компьютера).

На этот раз мошенники пошли ещё дальше: теперь они не просто сотрудники банка или полицейские. Сегодня они ищут индивидуальный подход к каждому «клиенту» и могут звонить с обычных номеров.

С помощью поисковых систем, социальных сетей, различных баз данных аферисты узнают состав семьи, круг общения, место работы, внимательно изучают комментарии на страницах аккаунтов тех, кого планируют обмануть.

Затем они связываются с тем, кто якобы будет обращаться за помощью. Здесь уже может быть разыгран любой диалог, главное — получить образец голоса. Затем мошенники звонят потенциальной жертве, «говорят» голосом родственника и рассказывают вымышленную историю — как правило, связанную с какой-то бедой или катастрофой.

Покупки

Очередной вид мошенничества начали использовать в Системе быстрых платежей.

Как работает схема: потенциальная жертва, заинтересовавшись дорогостоящим товаром в интернет-магазине, оставляет на сайте заявку на его приобретение. После этого покупателю поступает звонок или сообщение в мессенджере от якобы сотрудника этого магазина. Он подтверждает, что интересующий товар можно приобрести со скидкой, но только при условии оплаты через Систему быстрых платежей по QR-коду. В случае согласия злоумышленник присылает в мессенджер ссылку, ведущую на страницу с формой оплаты по QR-коду.

Купите сим-карту

Участились случаи мошенничества, когда злоумышленники выдают себя за сотрудников операторов мобильной связи. Они убеждают человека, что срок действия его сим-карты подходит к концу, и предлагают «перезаключить договор» для продолжения услуг.

Один из таких случаев произошёл 30 января. 61-летней женщине позвонил мужчина, якобы представитель оператора связи, и заявил о необходимости продления договора. Пострадавшая назвала коды из смс, которые пришли на её телефон, после чего ей позвонил другой мужчина, представившийся сотрудником службы безопасности «Госуслуг». После общения с аферистами женщина попыталась войти в свой личный кабинет на портале «Госуслуг», но доступ к нему был заблокирован. К счастью, деньги с её счетов не украли.

Как вычислить мошенника?

Есть ряд самых популярных фраз мошенников, по которым их можно вычислить. Например, «С вами разговаривает следователь Иван Петров, не кладите трубку!».

Самая безопасная тактика для вас в этом случае — предложить приехать показать документы либо вызвать повесткой по месту проживания и положить трубку.

«Это служба безопасности банка». Ни один сотрудник банка не будет звонить, чтобы предупредить о сомнительных операциях и переводах.

«Никому не говорите об этом звонке, проходит секретная операция!» Это стопроцентный развод.

«Прямо сейчас на вас кто-то пытается взять кредит!» Только мошенники будут выражать обеспокоенность и предлагать вместо визита в офис выполнять их действия — называть пришедшие коды, номер карты и другие личные данные. Самая безопасная тактика — пообещать самому прийти в отделение банка и положить трубку.

«Чтобы спасти деньги от мошенников, надо перевести их на защищённый счёт».

Сотрудники банка никогда не скажут такую фразу, не будут требовать от вас назвать пришедший на телефон код или номер карты.

А самый проверенный способ обезопасить себя от мошенников — не брать трубку, если вызов идёт с незнакомого номера.

Антон БЕЛКА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное