В конце ноября на сайте администрации Ульяновска вышло распоряжение за подписью главы города Александра Болдакина, в котором говорится, что власти не против того, чтобы передать весь транспорт города и ряд МУПов под управление инвестору. Что это сулит ульяновцам, выяснила «Молодёжка».
Согласно этому документу, в Ульяновске рассматривают возможность передачи всей инфраструктуры общественного транспорта и ряда муниципальных предприятий по концессионному соглашению московскому инвестору на 35 лет.
Концессионер (инвестор, который вкладывает деньги в государственную собственность) за свой счёт производит обновление инфраструктуры и намерен вложить в это 40 миллиардов рублей, в том числе купить 150 трамваев, троллейбусов и электробусов.
Под управление иногородцам могут передать: МУП «Ульяновскэлектротранс», АО «ПАТП-1», ООО «ПАТП-2», МУП «Ульяновская городская электросеть», все маршруты общественного транспорта, АНО «Центр организации дорожного движения», Центр управления городом, инфраструктуру платных парковок.
Пока это не окончательное решение. Сейчас создаётся рабочая группа, которая будет дорабатывать условия соглашения. Неизвестно, какие требования выдвинет ульяновская власть, но понятно одно — в мэрии признают, что в Ульяновске серьёзные проблемы с транспортом и решить их своими силами власти не могут, фактически расписываются под своей беспомощностью и ненужностью.
Что за инвестор?
Предложение от инвестора поступило ещё летом, и всё это время мэрия думала. А думать было над чем. Инвестором хочет выступить московская компания «Проектный офис Айпика биди» (IPK BD, Москва, ООО). Об этой фирме почти ничего неизвестно. По данным из открытых источников, ООО «Проектный офис Айпика биди» зарегистрировано в Москве в июле 2017 года с уставным капиталом 30 тысяч рублей. В разное время там работало по два человека, видимо, директор и бухгалтер. 66 % принадлежит юрфирме «Аркадия» (Москва), 33 % — Елене Кармазиной. По данным ФНС, в 2021 и в 2022 годах компания имела нулевую выручку и убыток, соответственно, 6 тысяч рублей и 4 тысячи рублей.
Русских против Болдакина?
Губернатор Алексей Русских пока никак не комментировал данное распоряжение. Некоторые блогеры и СМИ, ссылаясь на источники в правительстве, считают, что губернатор был не в курсе этих переговоров. Но в это очень слабо верится. Иначе бы глава города Болдакин уже подыскивал себе другую работу.
Однако в облправительстве уже заявили, что пока не готовы к сделке. Областной министр транспорта Сергей Воронцов на заседании комитета Заксобрания назвал сделку преждевременной и нецелесообразной. Нужно искать инвестора в лице государства, а не среди частных фирм.
– Нельзя передавать весь общественный транспорт в руки концессионера, потому что это госпредприятие, которое выполняет социальную функцию. Наша позиция – участвовать в федеральных программах, чтобы облегчить нагрузку на бюджет региона. Сейчас коллеги из администрации хотят получить некую финансовую модель от той организации, которая обращалась к ним с предложением. Нужно обсуждать этот вопрос. Там пока очень многое не ясно, – сказал Воронцов.
Как у соседей?
В Самаре также обсуждают детали инвестирования в развитие трамвайного сообщения. По предварительным данным, инвестор готов вложить в модернизацию системы 17 млрд рублей. Концессионное соглашение руководство города планирует заключить с ООО «Мовиста Регионы Самара». Компания ведёт проекты по модернизации систем электротранспорта в Липецке, Курске, Перми, Красноярске, Ярославле. ООО «Мовиста Регионы» также успешно реализовало проект по созданию первого в истории современной России межмуниципального трамвайного маршрута «Екатеринбург — Верхняя Пышма».
В планах концессионера значатся реконструкция более 18 км путей, возведение тяговой подстанции и ремонт уже существующей, а также приобретение 45 новых трамваев. При этом строительство новых линий не планируется.
Получается, весь транспорт России хотят потихоньку передавать в частные руки? А что будет, если у компании начнутся проблемы и весь транспорт в один день встанет? Кто будет отвечать?
Маршрутчики против
Отраслевой союз работодателей «Транспортный Альянс» уже заявил, что не согласен с планами мэрии.
«На совещании членов Альянса после обсуждения распоряжения и соглашения было принято решение с 1 декабря 2023 года планировать распродажу подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам городского сообщения. Отмечена нецелесообразность заключения договоров с перевозчиками о предоставлении транспортных услуг льготным категориям граждан регионального и федерального регистров на обслуживаемых маршрутах Ульяновска», — говорится в письме «Альянса».
То есть частные извозчики попросту продадут весь свой транспорт, часть из которого была закуплена в кредит. Ведь новому инвестору частные предприниматели могут оказаться не нужны.
Председатель правления регионального Транспортного экспертного совета Виктор Сидоренко считает, что «частные перевозчики сразу же уйдут, а их маршруты концессионеру будут невыгодны». Поэтому часть маршрутов попросту исчезнут.
Известно также, что перевозчики обратились с аналогичным обращением к главе города Болдакину и губернатору Русских.
Антон БЕЛКА.