В Ульяновске как грибы после дождя появляются муралы – огромные картины на фасадах жилых домов. Но многие жители не готовы принять их — уж очень странное творчество.
Раньше назвали бы вандализмом, если бы кто-нибудь изрисовал стены домов или заборы. Теперь же это мурал. Понятие пришло к нам из Мексики, где в первой половине ХХ века такие художники, как Диего Ривера и Хосе Ороско, оформляли здания картинами из жизни простого народа и истории своей страны.
В Ульяновске первые муралы появились три-четыре года назад. Даже проводились фестивали. Власти разрешили художникам из разных городов страны творить на стенах и фасадах многоэтажек. Мол, нам надо продвигать культур-мультур в городе. Пусть рисуют, главное, чтобы ничего запретного не было. Так и возникли огромные настенные картины, и некогда партизанская культура превратилась в популярный элемент ульяновского фасадного декора.
Недавно власти разрешили малевать на шести трансформаторных подстанциях, расположенных на самых посещаемых улицах — Тельмана, Спасской, Гончарова, Тухачевского, Красноармейской, Радищева.
Вот только жители местных домов недовольны такими художествами. Например, на здании на улице Красноармейской нарисовали кристалл, а в нём — то ли девицу, то ли русалку.
— Чёрт знает что рисуют, какие-то кристаллы, в них девушка, что хотели сказать этим? – возмущаются местные жители.– Такое ощущение, что художник был под кайфом и рисовал то, что ему привиделось. Мы не раз обращались в мэрию, но ответа не дождались. Видимо, чиновникам это тоже по кайфу.
В принципе позиция людей понятна — чем разукрашивать стены, власти бы лучше решали коммунальные проблемы, ремонтировали дорожки, подъезды, делали освещение.
— Если бы у нас работала Общественная палата, то разобрались бы, насколько это уместно в городе, — говорит инженер Владимир Зинченко. — Работы должны вписываться в городское пространство, взаимодействовать с архитектурой и окружающей средой. А пока же мы видим непонятные сюрреалистические сюжеты да стили.
К тому же если раньше монументальное искусство создавали люди с академическим образованием, то сейчас это делает абы кто. Да и прежде чем малевать дома, неплохо бы было поговорить с жителями. Конечно, это непросто, людям сложно договориться между собой. Кто-то хочет Чебурашку, а кто-то — крокодила Гену. Но надо искать компромисс!
Арсений КОРОЛЕВ.