Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

На старых снимках люди редко улыбались

19 августа – всемирный день фотографии. «Молодежка» побывала в музее «Симбирская фотография» и разузнала об истории возникновения первых снимков.

Музей

В музее «Симбирская фотография» нас встретила прекрасная девушка – экскурсовод Мария Чурбанова, которая провела для нас небольшую экскурсию по выставочным залам и погрузила в историю симбирской фотографии.

– Музей находится в этом здании неспроста. Оно располагается на территории бывшей усадьбы А.И. Сахарова. Здесь с 1904 года действовало фотоателье, в котором работали мастера фотографического дела — Холевин и Никаноров (кстати, неподалеку в доме №28 по современной улице Бебеля расположен дом, в котором находилась известная в Симбирске фотография Каганина), – рассказывает Мария Чурбанова.

То есть, мы находились не просто в здании музея, а в самом фотоателье, а экскурсию нам проводил не просто экскурсовод, а настоящий фотограф. Да, да! Мария, помимо работы в музее, занимается еще и фотографией.

Каррик

Первые фотографии появлялись в 20-е годы 19 века. Официальной датой изобретения фотографии является 7 января 1839 года.

Первые упоминания о фотографии в Симбирске относятся к 60-м годам XIX века.

– Первые фотографы, которые работали в Симбирске, были приезжими мастерами. Некоторые из них работали год или два, а затем уезжали в другие губернии. Были такие фотографы, которые приезжали с экспедицией. Среди них был шотландский художник и фотограф Вильям Андреевич Каррик, – добавляет экскурсовод.

Вильям родился в Шотландии в городе Эдинбург в семье торговца лесом Эндрю Каррика. Отец Вильяма долгое время жил и работал в Санкт-Петербурге. Им было создано множество фотографий, отражающих жизнь глубинки, крестьянского быта, людей разных национальностей – мордвы, татар, чувашей. И как раз, в 1871 году он провел целый месяц в Симбирской губернии. Приезжал Каррик сюда в 1871 и 1875 годах.

Династия

– Целая династия фотографов жила в Симбирске. Это были отец и сын Федор и Михаил Каганины. Популярность Федора Андреевича Каганина была связана с высоким уровнем его фотографического мастерства. Выполнять многочисленные заказы ему помогал сын Михаил. Долгое время они использовали одинаковое паспарту (кусок картоны для изображения), поэтому разделить их работы часто не представляется возможности, – продолжает наша собеседница.

В музее сохранились видовые снимки Каганиных, запечатлевшие облик Симбирска. Среди них – «Губернаторский дом и Стрелецкая улица с колокольни Николаевского собора».

Да, много у нас было фотографов, но непросто было людям, которые приходили на фотосессию. Приходилось сидеть 20-30 минут, чтобы добиться идеального снимка. Нужно было почти не моргать, не дышать и даже не улыбаться. Это сейчас очень сложно понять, когда под рукой есть телефон и можно сделать фотографию буквально за секунду.

Пожар на мосту

XX век – это расцвет для фотографии. Если XIX век был связан с портретами, то следующий был связан с репортажем. Стали появляться маленькие камеры, которые умещались в кармане. Это позволяло фотографам быть где угодно и когда угодно.

– Такие камеры дали толчок репортажному жанру, а также любительским фотографиям. Фотографии становятся доступными всем, несмотря на то, что это — дорогое удовольствие. Тем не менее, это стало очень распространено, – рассказывает Мария Чурбанова.

В галерее представлены репортажные фотографии как местных авторов, так и приезжих.

Одна из самых запоминающихся любительских фотографий была посвящена пожару при строительстве Императорского моста. Конечно, она в черно-белом стиле, но покорила многих своей непредсказуемостью. Сразу и не скажешь, что это сделал любитель.

– На фотографии запечатлён момент пожара при строительстве моста в 1914 году и снята она была Вячеславом Зверевым. Он был любителем, более того, он сам строил этот мост. Несмотря на такое происшествие, мост был сдан вовремя в 1916 году, – добавляет экскурсовод.

Вот такими моментами полна история симбирской фотографии. И что удивительно, сейчас современному человеку почти не понять ценности тех старинных кадров и той кропотливой работы.

Юлия БЕЛОВА.

 

Exit mobile version