Региональные власти с упоением рассказывали про ульяновскую особую экономическую зону и индустриальный парк «Заволжье». Это было чуть ли не панацеей от всех экономических бед. А тут ударил кризис с санкциями. Жива ли зона и чем сейчас дышит парк, решили выяснить корреспонденты «Молодёжки» и проехались по объектам.
На зоне
Сначала мы заглянули на особую экономическую зону (ОЭЗ), что разместилась возле аэропорта «Восточный». Скажем сразу, что народ особо не замечен. Тишина вокруг гробовая. Больше всего машин (притом иномарок) стоит возле ульяновской таможни. Сразу видно – люди работают. Хотя кто и чего к нам завозит, если многие зарубежные страны закрыты, непонятно.
Впереди — КПП зоны. Но опять ни души, и мы без труда въезжаем на территорию. Местность вроде бы ухоженная – мусора не замечено. Возле предприятий подметают работники.
Впереди красуется АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск». Какая-то движуха возле корпуса наблюдается. На предприятии изготавливают недорогие современные (с точки зрения применяемых технологий и материалов) авиационные бортовые кабельные сети и трубопроводные системы летательных аппаратов.
Чуть дальше от него в поле — пыль столбом. Работают тракторы. Явно развернулась какая-то стройка, выравнивают территорию. Как выясняется, тут будет новый корпус со всеми коммуникациями. Многие резиденты готовы прийти на зону, но чтобы были созданы все условия.
Держи карман шире
Кстати, сама ОЭЗ, «морозовское детище», открылась в 2016 году, и на неё делалась большая ставка. Власти пели народу, что потекут реки денег в бюджет, эх, заживём. Но до сих пор аналитики спорят, приносит зона доход региону или нет. Копейки не в счёт! Просто как-то нечестно получилось: предприятиям-резидентам все условия – налоговые льготы, коммуникации за счёт кошелька ульяновцев, а что взамен? Как народу ощутить прелести этой зоны? Жить веселее не стали, в карманах денег не прибавилось, областной бюджет слёзы горькие льёт. Ну и на кой она нам, эта зона с льготами?
Но в облправительстве по-прежнему делают ставки на ОЭЗ. Мол, даёт рабочие места и одна из лучших в стране (опять эти пресловутые рейтинги). Да вот рабочих как раз мы там особо и не видели. Ну, понятно, все в цехах!
— В основном здесь российские предприятия, и многие сейчас как раз активизировали свою деятельность по линии импортозамещения, – говорит начальник отдела по связям с общественностью Корпорации развития Ульяновской области Татьяна Фадеева. – Они наращивают персонал.
Выходит, что слухи о смерти ОЭЗ явно преувеличены. И, если верить облправительству, сейчас ещё и выбирают подрядчика для строительства производственно-складского здания. Цена контракта — 934 млн рублей, деньги выделят из облбюджета. Там будет испытательный цех для воздушных судов, а на открытой площадке комплекса станут проводить наземную отработку топливной системы, силовой установки и систем самолётов. Есть ещё один инвестпроект отечественной компании «Медикор», он связан со сферой медицины. Планируются строительство распределительного центра для хранения медизделий и выпуск некоторых категорий таких изделий.
В парке
Другим пунктом нашего вояжа стал индустриальный парк «Заволжье», что в окрестностях посёлка Мирный. В нём тоже тишина. Даже мало машин на дорогах. Больше всего автомобилей замечено у «чуда чудного» — областного Наноцентра. Так и не поддаётся уму, для чего создан, какая от него польза ульяновцам и каких «чубайсов» он порождает?
«Бриджстоун» (Япония) — завод по производству автошин, где работали под тысячу человек, – стоит. Возле пропускной крутятся несколько человек.
«ДМГ-Мори Сейки» (Япония-Германия) – станкостроительный завод — ни души на территории. Аналогичная ситуация на «Таката» (Япония) — заводе по производству автокомплектующих. Понятно — санкции.
— Я работал на «Бриджстоун», — рассказывает ульяновец Андрей. – Справедливости ради скажу, что многих работников ещё держат. Они сидят по домам, но им платят зарплату в 30-35 тысяч рублей. Не хотят терять квалифицированный персонал. Надеются, что завод заработает.
Как выясняется, на место ушедших компаний ждут новых инвесторов, скорее всего, это будут российские предприятия, которые и продолжат начатое дело. Тормозит всё отсутствие законотворческой базы для всех этих «переделов».
А вот с пивным заводом «САБМиллер/Эфес» (Турция) всё окей. Замечено с десяток фур, ждущих пенный напиток. Правильно поётся в песне: «Губит людей не пиво…»
Стройка
Удивило масштабное строительство, которое идёт на задворках парка. Там возводится огромный корпус, притом очень активно. А история стройки драматична. Ещё в 2021 году американская компания Ball Corporation захотела построить у нас завод по производству банок для пива. Обещала вложить в проект более 10 миллиардов рублей. Заложили первый камень и поклялись открыть завод уже в этом году. Но ударили санкции.
И вот теперь идею с алюминиевыми банками решила воплотить в жизнь российская компания «Арнест». Строительство завода началось. Уже смонтирован металлический каркас на свайных опорах, идёт обшивка конструкций сэндвич-панелями.
Выходит, что худо-бедно индустриальный парк держится на плаву. Но что будет дальше…
К слову…
Сейчас в ОЭЗ 44 резидента. Их деятельность связана в основном с авиационной отраслью, но также и с фармацевтикой, судостроением, производством упаковки, климатического оборудования и других отраслей промышленности.
Арсений КОРОЛЕВ.