Светлана Опенышева — экстравагантная женщина. Активна в соцсетях, была вице-премьером облправительства, руководителем аппарата губернатора, курировала IT-сферу, возглавляла ОГКУ «Правительство для граждан». С ней встретился корреспондент «Молодёжки».
— Светлана Владимировна, где Вы сейчас и чем занимаетесь?
— В конце января я ушла по сокращению. Теперь можно сказать, что пенсионерка. Занимаюсь собой — хожу три раза в неделю в спортзал, гуляю со своей любимой собачкой, у меня шпиц померанский. Поэтому меня часто называют дама с собачкой. Но это всё равно лучше, чем шоколадная дама. Хотя пусть обо мне говорят и пишут, лишь бы не некролог. Чувствую себя прекрасно. Но мне не хватает общения. Ведь раньше работала с тысячным коллективом. Приходилось быть в гуще событий, а теперь этого нет. Спасают соцсети. Вот недавно позвонили и пригласили в школу рисования. Пробный урок мне понравился, хотя никогда в жизни не держала кисть в руках.
— А где Вы сейчас живёте?
— Живу в Ульяновске, здесь у меня трехкомнатная квартира в районе УлГУ, но много времени провожу в Димитровграде. Там свой дом, огород.
— Вы хорошо выглядите, похудели…
— Сбросила 30 кг. Три года назад, когда весила 90 кг, стала чувствовать, что превращаюсь в бабульку. А любая женщина хочет выглядеть привлекательной. Я всегда хотела похудеть, чего только не пробовала, на каких диетах не сидела. Но потом пироги, шашлыки, и всё возвращалось. И вот три года назад пошла в фитнес-центр, там познакомилась с тренером Михаилом, и он выстроил программу, как заниматься. На работу и с работы ходила пешком в любую погоду. 10 тысяч шагов туда и обратно. Пила не меньше 2,5 литра воды в сутки, покупала специальную продукцию. И сейчас могу позволить себе есть всё что угодно и даже после шести вечера.
— И всё же, в чём причина вашего увольнения?
— Как говорят, «меня ушли». На протяжении всей работы во власти, а это более 20 лет, моя жизнь была прозрачна и открыта. Поэтому я часто попадаю в курьёзные ситуации. Всё началось с того, что поехала в отпуск к детям в Таиланд, у них свой бизнес. Никогда там не была, а дети постоянно приглашали. В соцсети выложила много фотографий с отпуска. Месяц там прожила. Приехала, вышла на работу. А губернатор на аппаратном совещании поднял вопрос, что нужно разобраться с чиновниками, которые шикарно отдыхают за границей и показывают свою жизнь. Это касалось не только меня. Я поняла, что меня хотят наказать. Уволить так просто меня никто не мог. Видя такое отношение ко мне, я пришла к своему руководителю и сказала, увольняйте по сокращению. Думаю, зачем искать какой-то повод, чтобы следили за мной, а потом ещё и с позором выгнали. Ни слова никто не сказал, чтобы я осталась. 27 января написала заявление, хотя должность сокращалась с 1 апреля, и ушла. Зачем ходить на работу, если ты не нужен? Но что удивило меня: я отработала столько лет во власти, ну хоть бы один большой руководитель сказал спасибо. Обида осталась.
— Вы следите за политической жизнью в регионе?
— Всё читаю в интернете. Можно сказать, что слежу за политикой. И даже решила попробовать пойти в депутаты Заксобрания. Сразу скажу, что никто не заставлял меня участвовать в праймериз. Это моё решение. Хочу пройти в ЗСО от Димитровграда. Имею определённый опыт, знаю финансовую политику — была руководителем финоргана Димитровграда. Могла бы на законодательном уровне помочь городу, работая в бюджетном комитете или по социальной политике. В Димитровграде много проблем.
— И Вы верите в честность выборов?
— Понятно, что на праймериз не наберу нужного количества голосов, и знаю, что есть уже определённые люди, которые будут в списках первыми, и димитровградцы, возможно, поддержат их. Хотя мне все говорят, что праймериз будут проходить честно. Посмотрим. Некоторые говорят, что Опенышева хочет быть поближе к кормушке, что рвётся в кресло. Это не так. Я имею счёт за рубежом, правда, там у меня всего 2 тысячи рублей, поэтому не смогу работать в ЗСО на освобождённой основе, занимать должности. Нет намерений получать там зарплату. У меня хорошая пенсия.
— Вы год проработали с губернатором Русских. Как можете оценить его?
— Мне понравилось, что когда только он приехал в Ульяновск, а я тогда была и.о. руководителя «Правительство для граждан», то ему предложили посмотреть заволжский МФЦ. Он приехал, ознакомился с работой и дал высокую оценку. Сказал, что этот МФЦ выглядит намного лучше, чем в Москве. Мне это понравилось. Но при этом на должность руководителя меня так и не утвердили. Почему — не понимаю. Видимо, кто-то что-то нашептал. Возможно, сыграло то, что я человек Морозова. А я и не собираюсь от Морозова открещиваться никоим образом. Он многое сделал для меня, многому научил.
— Как Вы познакомились с Морозовым? Ходили слухи, что он Вас чуть ли не с рынка взял?
— Не знаю, с какого рынка он там меня взял, но мы жили в одном доме на улице Циолковского в Димитровграде. Наши дети дружили. И вот раз он с семьёй на майский праздник жарил шашлыки на речке, недалеко от дома. Дочка прибежала и сказала: «Мама, идём, дядя Серёжа зовёт нас». У меня мандраж, ведь Морозов тогда работал начальником милиции Димитровграда. А я — бухгалтером (ни на каком рынке не работала, селёдку не продавала). Вела бухучет в коммерческих структурах. Ну, мы пошли и так познакомились. Потом сдружились с его женой. За год до того, как пойти на выборы мэра, он ушёл из милиции. Было много грязи вылито на него, но считаю, что необоснованно. И моё мнение – активность Морозова не нравилась руководству УВД, а он, я так думаю, хотел стать начальником областной милиции. Наверное, это и спровоцировало, что его сняли с должности.
— И Вы пошли с ним на выборы?
— Команды у него не было. И мы, все друзья, стали ему помогать. В итоге он выиграл выборы мэра в 2000 году. А после предложил мне возглавить создаваемый контрольно-ревизионный отдел в горадминистрации. Я согласилась. Что касается выборов губернатора, то мы до конца не понимали, пойдёт он или нет. Потом, когда началась кампания, он доверил мне управлять финансами. А у меня был маленький ребёнок, пять месяцев всего. Но я работала. Параллельно помогала Молочкову на выборах мэра Димитровграда. Мой муж возмущался, что я не занимаюсь семьёй. Но я не могла предать людей, которым обещала помочь. Помню, что супруг ответил: «Их предать ты не можешь, а семью предаёшь».
— Говорят, Вы были близки к телу губернатора?
— Никогда. Всегда была прямолинейна, его это раздражало. Я говорила ему о большом количестве совещаний, о рабочих днях с 7.00 до 23.00. Ему это не нравилось. Он меня часто называл «матерью Терезой» за то, что я заступалась за министров, чиновников. Когда стоял вопрос уволить министра, я говорила: дайте ему год поработать, а потом решайте вопрос. Открыто критиковала и работу некоторых руководителей. Это многим не нравилось. А потом люди очень сильно менялись, когда получали высшие должности. Как мне показалось, против меня стали распускать слухи. Думаю, что и Уба подсидела меня на должности заместителя председателя правительства. А когда пришла Никитенко, начались интриги. И как-то на совещании губернатор сказал: «Озернов, подыщи Опенышевой какую-нибудь должность». Это было очень обидно. Я предложила тогда: давайте я сделаю эффективную структуру по интернет-технологии. Всё вышло!
— Вы жили в Карлинской роще, где правительственные дачи. Скажите, там дворцы?
— Ой, нет. Один дом нам достался словно без фундамента. Мебель старая. Телевизор стоял ламповый. Обычный телефон. Деревья постоянно падали, то света не было, то связи.
— А к губернатору в гости ходили?
— Ни разу не была, и он не приглашал. Не видела, что там, и не знаю. Там же закрытая зона, в домах рядом жили Караулова, Девяткина, Балашова, Баранов. Все, кто из Димитровграда, тогда приехали. Мы друг к другу в гости ходили.
— Кстати, кто у вас из детей в Таиланде живёт? Чем занимается сын?
— Дочка там. Родители её мужа в русской деревне в Паттайе построили дом. Она и её муж занимаются недвижимостью. Младший сын закончил на отлично гимназию при МГУ в прошлом году. Поступил на бюджет в МИРЭА (Российский технологический университет) в Москве. Недавно он побывал на Бали, в Таиланде. Сейчас университет на карантине, и пока он живёт в Димитровграде. Дистанционно учится. Не женат. Другой сын — подполковник МЧС.
— Говорят, что Вы сменили фамилию и теперь Грянко?
— Ничего я не меняла. Я Опенышева. Лишь в одной соцсети поменяла фамилию по мужу, и то, чтобы мою не полоскали. Так теперь везде пишут, что я Грянко. Мне даже прокуратура прислала запрос на Грянко. Кстати, с третьим мужем мы повенчаны в церкви.
— Была ли отставка Морозова для Вас шоком? Какие его главные ошибки?
— Я предчувствовала, что будет отставка. Ошибки – что слушал тех, кого не надо. Тех, кто ему пел, как у нас всё хорошо. Особенно Никитенко, Уба. А я заходила и говорила, что всё плохо, а он мне, мол, ты ничего не понимаешь. Да и население устало от него, человек столько лет во власти. А сейчас, кстати, вижу негативное отношение к нему у населения Димитровграда. Это меня волнует. Почему все беды приписывают Морозову? Это не так. Когда он был мэром, то Димитровград процветал.
— Вы с ним общаетесь?
— Как он ушёл, ни разу его не видела, не созванивались.
Записал Арсений КОРОЛЕВ.