В любой вере, будь то православие или ислам, похороны сопровождаются различными обрядами. И каждый из них имеет свои тонкости. Но так ли важно следовать канонам?
Как в православии?
Православный человек начинает заботиться об усопшем ещё до погребения.
— Если умирающий человек верующий, нужно постараться, чтобы он перед смертью принял участие в церковных Таинствах Исповеди, Причащения и Соборования. Это необходимо для примирения души с Богом, — говорит иерей Владимир Маняков, руководитель миссионерского отдела Симбирской епархии. — После смерти родственники должны в первую очередь молиться о усопшем: пока гроб с телом находится в доме, нужно читать Псалтирь. Сейчас в церковных лавках есть замечательные издания книги псалмов по усопшим, в которых подробно разъяснены правила чтения. Псалтирь продолжают читать и после похорон, в течение 40 дней после смерти.
По словам священнослужителя, отпевание должно совершаться в храме, по возможности тем священником, который принимал исповедь умершего. Традиция отпевания на дому появилась в советское время, когда действующих храмов было мало.
Также в последнее время всё чаще задают вопрос о кремации. Кремация – не церковная традиция, хотя бывают и исключения.
После отпевания усопшего предают земле, на могиле ставят крест.
— На могиле не нужно оставлять никакой еды, питья, не надо ничего класть в гроб, — рассказывает иерей Владимир Маняков. — Всё это — остатки язычества, которые заменили здравую веру во времена безбожия. Что касается поминок — поминальный обед нужно совершать совместно с молитвой об усопшем. Необходимо пригласить священника домой или на кладбище для совершения панихиды (специальной заупокойной службы), на которой проводится освящение кутьи (варёного риса с изюмом) в память об усопшем. Если же такой возможности нет, то кутью нужно отнести в храм на панихиду и там её освятить. Кутья является обязательным блюдом на поминках. Категорически запрещается ставить на поминальный стол вино, даже церковное, или водку.
Можно нарушить обряд?
Все мы привыкли к православному погребальному обряду, который проходит в несколько стадий: омовение, облачение, уложение тела в гроб, молитва об упокоении усопшего, отпевание, погребение и поминовение. Однако нет ничего страшного в том, если похоронный обряд по тем или иным причинам будет нарушен. К примеру, если человек погиб в горах или на войне, то не стоит переживать о том, что его тело было захоронено позже срока, а не на третий день, как положено. Это никак не повлияет на его посмертную участь.
В основном все необходимые обряды проводятся не столько для умершего, сколько для его близких людей, которые хотят отпустить человека согласно всем православным канонам.
— На усопших никакого влияния не оказывают наши суеверные предрассудки. Завешивание зеркал когда-то было символом траура в богатых домах. Но простой народ увидел в этом что-то мистическое. Душа невидима и поэтому отразиться в зеркале не может. И по этой же причине она не ест и не пьёт, так что стакан с водой и хлебом – тоже суеверие и язычество, — поясняет иерей Владимир Маняков. — Многие, находясь в плену суеверий, 40 дней не трогают вещи усопшего и не раздают их нуждающимся для поминовения души. А ведь в течение 40 дней после смерти решается участь души в духовном мире. Мы должны в это время творить милостыню и добрые дела в память о усопшем, который нуждается лишь в молитве и добрых делах, а всё остальное на его участь никак не влияет. Соблюдение суеверных предрассудков и языческих традиций является грехом для нас.
Как в исламе?
Для мусульман похоронные обряды важны и священны. Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по её окончании с лёгким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в шариате, также начинают выполняться, пока больной человек ещё жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался «Калимату шахадат».
В исламе с особой строгостью относятся к чистоте. Считается, что если не соблюсти очищающие обряды, то тело умершего будет осквернённым, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Поэтому этот ритуал имеет особое значение.
После того, как тело омыли три раза, его окутывают в саван (кафан). По обычаю мусульман хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камис) и окутанными в несколько полотняных кусков.
В исламе захоронения проходят строго на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду.
В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало. Это связано с тем, что даже после смерти никто не должен видеть их тел. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю.
После похорон в исламе не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы.
Зоя КОСУЛЯ.