Служба исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru выяснила, на что жители ПФО обращают внимание при выборе вуза, а также работают ли в дальнейшем россияне по специальности.
По данным опроса, самый популярный критерий у соискателей с высшим образованием из Поволжья — наличие факультета или программы по желаемой специальности (37% ответов), высокое качество обучения (29% ответов), место вуза в рейтингах учебных заведений (23%). По 22% опрошенных отметили престижность учебного заведения и квалификацию преподавателей, по 14% — отзывы выпускников и наличие интересных предметов в учебной программе. 3% отметили удаленность вуза от дома, и ни один респондент из ПФО не назвал мнение сверстников, учителей или родных важным критерием в выборе высшего учебного заведения.
Работают ли россияне по специальности
Говоря о работе по специальности, у 72% респондентов из разных регионов страны с высшим образованием был опыт работы, однако лишь 47% продолжают работать или искать работу по специальности, каждый пятый (19%) – сейчас работают или ищут работу не по специальности, 6% – работают или ищут работу по смежной специальности. Также у каждого десятого (11%) не было опыта работы по специальности, однако сейчас они ищут работу по тому направлению, на котором учились в вузе. В аналогичном опросе в середине 2021, среди работающих соискателей, получивших высшее образование, 39% работали не по специальности.
Среди тех, кто работал по специальности и решил сменить сферу, 16% проработали по направлению до 6 месяцев, 13% – от 6 месяцев до 1 года, 20% – от 1 года до 3 лет, 18% – от 3 лет до 6 лет, каждый третий – больше 6 лет.
Среди тех, кто не работал/перестал работать по специальности, в качестве барьера указали сложность в поиске работы по специальности (36%), маленькая зарплата (35%), смутные перспективы карьерного роста (28%), «это не мое» – 26%, 18% – плохие условия работы.
Востребовано ли у россиян дополнительное обучение
Говоря в целом, 2 из 3 респондентов (65%) проходили дополнительное обучение (курсы повышения квалификации, дополнительное образование и пр.): 24% – онлайн, 27% — онлайн и офлайн, 14% — офлайн. Среди плюсов дополнительного онлайн-обучения респонденты выбрали: удобный доступ к материалам занятий — 67%, гибкий темп и расписание — 65%, экономия денег и времени на дорогу — 62%, возможность обучения в рабочее время — 48%, оперативная связь с преподавателем — 28%. В 2021 году в дополнение к высшему образованию, 88% соискателей планировали повышать уровень своих знаний и навыков с помощью дополнительного образования (онлайн-курсы, тренинги, чтение литературы и т.п.).
Среди минусов: подходит не для всех направлений обучения – 60%, нет живого общения – 51%, нет коммуникации между учениками и сложности с последующим трудоустройством – 28%, пониженная мотивация и качество обучения – 27%, сложности с дисциплиной – 24%, технические сложности – 20%.