«Папа, подари мне куклу!»
Могут ли дети обойтись без игрушек и как быть с белыми крокодилами и говорящими куклами? Корреспондент «Молодёжки» встретился с московским детским психологом, президентом Ассоциации индустрии детских товаров Антониной Цицулиной.
Для каждого возраста должен быть свой набор игр и игрушек, считают психологи. К примеру, дети до трёх лет должны уметь играть как минимум в 15 игр.
Игрушка не только помогает раскрыть характер ребёнка, но и учит его мыслить, формирует умение фантазировать. Многие дети, по словам психолога, мыслят сейчас очень прямолинейно, им не хватает фантазии, возможно, из-за нехватки игрушек.
— Скажите, может ли мягкая игрушка, как, допустим, крокодил белого цвета, вызвать у ребёнка формирование правильного представления об окружающем мире?
— Когда мы росли, у нас были свои игры и игрушки. Но разве взрослые не делали нам замечания? А теперь и мы «достаём» своих детей, и только потому, что всё у них – не так, как у нас было. Надо постараться их понять. Я сколько раз говорила производителям детских игрушек – может, хватит выпускать изобретённых в прошлом веке картонных кукол с магнитиками внутри для смены одежды на железках. Детям они сейчас не интересны. Зато родители покупают – ответ мне. Я считаю, что это едва ли не трагедия. Мы покупаем то, что нам нравилось или чего не хватало в детстве нам самим. А нужно принимать в расчёт то, что интересно нынешним детям.
— А всё-таки, как быть с пушистым крокодилом?
— Мы проводили в детских магазинах эксперимент среди маленьких покупателей. Они должны были ставить оценки игрушкам, своего рода детские знаки качества. Выбирали лучшую игрушку по категориям. Как они определяли лучшую мягкую игрушку — просто прижимались к ней лицом, словно хотели утонуть в ней. У детей свои критерии оценки.
— Антонина Викторовна, сейчас многие ругают игры в стиле «фэнтези», игрушки вроде страшненьких трансформеров…
— Думаю, это ошибочное мнение. Даже среди людей есть некрасивые, но добрые, а с красивыми надо быть осторожнее. Надо смириться, ведь игры отображают наш мир, в котором, кроме красоты, есть и другие качества. Полюбившиеся детям герои мультиков или компьютерных игр, воплощённые в игрушках, возможно, оторвут на некоторое время ваше чадо от гаджетов. То же можно сказать и о настольных играх, популярность которых сейчас растёт. Они порой собирают семью, настольные игры становятся семейными и способствуют воспитанию ребёнка и сплочению родственников.
— И всё-таки: игрушки полезны?
— В Австрии в детском садике у детей забрали игрушки. Психологи-экспериментаторы там считают, что проект «Без игрушек» поможет детям избежать во взрослом будущем алкоголизма и наркомании, ведь в этом случае ничто не мешает им лишний раз задуматься о жизни, общении с другими людьми. Эксперимент пытались внедрить повсеместно в детские учреждения. Наши психологи – против такого подхода.
— А обязательно ли разделение игрушек на «мальчиковые и девочковые»?
— Вместо конкретного ответа расскажу об опыте одной из европейских стран, которая отказалась от военизированных игрушек. Запретили их выпуск, импорт и продажу. Через десятилетие выяснилось, что в этой стране вырос уровень гомосексуализма.
— Появились куклы, реагирующие на голос «мамы», собаки, исполняющие команды, и это интересно даже взрослым.
— Говорящие и плачущие куклы призваны воспитывать в девочках чувство материнства. Чтобы кукла не плакала, с ней поиграют, её покормят и поговорят. Правда, некоторые родители жалуются, что дочки стали нервными, вскакивают, едва услышав плач куклы, а та, как назло, может заплакать, когда ребёнку самому пора спать. Но родители должны это регулировать.
— Часто можно видеть, как дети в отделе игрушек устраивают истерики, кричат, плачут, требуют купить ту или иную игрушку.
— Здесь родители должны остановиться и остановить детей, но не так, что, мол, у меня этого в детстве не было, значит, и у тебя не будет. Главный критерий выбора игрушек – это их соответствие возрасту ребёнка.
Елена ФЕДОРОВА.