Жители одного из домов на проспекте Нариманова в Ленинском районе уже несколько лет жалуются на гнилые коммуникации и протекающую крышу. Но ни расселения, ни капитального ремонта им даже не обещают. В ситуации разбиралась «Молодёжка».
В редакцию «МГ» обратилась жительница Ульяновска Галина Михайловна. Она живёт в многоквартирном доме № 98/2 на проспекте Нариманова, которому более 60 лет. И со дня постройки здание не видело ремонта.
— Непонятно, что с нашим домом вообще творится, с каждым годом всё рушится и рушится, — рассказывает Галина Михайловна. — Меня как жительницу первого этажа волнуют полы. Они у меня начинают вздуваться, потому что разрушаются опалубки вокруг дома, межкирпичные швы, в квартиру постоянно идёт влажный воздух.
На втором этаже другие проблемы — сверху. Там протекает крыша. Её никто ремонтировать не собирается.
— У нас есть жители, которые строили этот дом в 1959 году. По их словам, в этом доме за всё время не было капитального ремонта. И поэтому система отопления здесь со дня постройки. Батареи в квартире каждый год подкрашиваем, и толстый слой краски хоть как-то спасает от прорыва. У меня везде плесень. Полы гнилые, — продолжает Галина Михайловна.
Отсутствие подвала ведёт к сырости и плесени. Из-за этого по дому пошла коррозия бетона, а стены со стороны подъезда и фасада потихоньку разрушаются.
— Пять лет я пишу жалобы, и никакой реакции, только отписки. Это хорошо, что у нас теперь управляющая компания нормальная. Как-то звонила, тут же приехали работники и частично заделали трубу, мы даже замёрзнуть не успели, — говорит пенсионерка.
Нужен капремонт
— Необходимые мелкие работы по электрике, замене труб мы делаем, — поясняет директор управляющей компании — ООО «Делфи» Элина Игнатова. — Но ремонт крыши, кровли, стен — это всё делается со счёта капитального ремонта. Но в конкретном доме эта строка отсутствует. По какой причине — нам пока не ответили.
УК не уполномочены распоряжаться средствами по строке капремонта. Деньги, которые жители многоквартирных домов платят за капитальный ремонт, уходят не в управляющую компанию, а в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
— Дом требует вложений. В соседнем доме мы делали капитальный ремонт крыши, который обошёлся в три миллиона, у нас таких денег нет. На это выделял деньги Фонд модернизации, — комментирует Элина Игоревна. — Поэтому мы написали письмо в Фонд, на каком основании отсутствует строка капитального ремонта, с какого момента и какое принято решение по дому: либо расселение, либо капитальный ремонт дома.
Тарифы
Управляющие компании не устанавливают тарифы за капитальный ремонт — это полномочия органов государственного управления.
— На счёт управляющей компании уходят средства по строке «Содержание и ремонт жилья», — рассказывает директор ООО «Делфи». — Тариф на содержание жилья устанавливают сами жильцы на общем собрании. На эти деньги мы можем выполнить по дому мелкие работы, что-то заменить, покрасить. Платежи за свет, воду, газ и общедомовые нужды идут напрямую в ресурсоснабжающие организации.
Нужно отметить, что ни одна управляющая компания не имеет права без ведома жильцов дома проводить какие-либо масштабные работы, а потом выставлять счёт за это или же дополнительно собирать деньги на ремонт чего-либо.
Рынок
У многих жителей области возникает вопрос: «Как управляющую компанию назначают на конкретный дом?».
Здесь могут быть варианты — от назначения «сверху» до договора с застройщиком.
— Управлению ЖКХ горадминистрации подведомственны все дома в городе. Если в Ульяновске есть бесхозные дома, которые остались, например, после банкротства УК, то на управление назначается какая-либо управляющая организация. Спустя три месяца проводится собрание жильцов дома, на котором люди принимают решение, сотрудничать дальше с УК на постоянной основе или нет. Если жильцов не устраивает УК, то управление ЖКХ назначает на этот дом другую УК, — сообщает наша собеседница.
Второй способ — прямые выборы УК.
— Так, в августе 2022 года ко мне обратилась жительница этого дома на проспекте Нариманова, — вспоминает Элина Игоревна. — И попросили взять их под крыло. Здесь территория была запущена полностью, потому что предыдущая компания благоустройством дома не занималась. Жильцы провели собрание и приняли решение.
Что же касается новостроек, то здесь борьба за каждый дом начинается уже с того момента, как на месте строительства появляется первый рабочий.
— В последнее время сами застройщики берут свои дома под управление и содержание, — говорит Элина Игнатова. — Компания у нас маленькая, поэтому шансов бороться за большие новостройки нет.
Антон НИКОЛАЕВ.