Пару лет назад региональные чиновники хвастались закупкой новых трамваев — тех самых «Львят». Но тут выяснилось, что «Львята» оказались бесполезным хламом.
Ещё в 2020 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) объявила, что до конца года закупит у компании «ПК Транспортные системы» 29 инновационных трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» для Ульяновска.
Закупка проведена у единого поставщика – ООО «ПК Транспортные системы». Цена контракта составила 1,36 миллиарда рублей с НДС. Заказчик поставил 29 трамвайных вагонов модели 71-911ЕМ «Львёнок» тремя партиями до 28 декабря.
Ещё тогда СМИ, в том числе и «Молодёжка», писали о дороговизне трамваев, их ненадёжности на примерах других городов, где «Львята» работали не один год (в некоторых городах от них вовсе отказались), и о том, что прежде чем закупать современные трамваи, нужно отремонтировать всё рельсовое полотно в городе. Естественно, никто во власти к этому не прислушался. В целом оказалось, что чиновники ещё и халатно отнеслись к приёмке трамваев.
Теперь уже сам врио главы Ульяновска Дмитрий Зверев «отдувается» за своих предшественников. Он рассказал о проблемах с электротранспортом, в частности о том, что «Львята» пришли бракованные.
На данный момент из 29 вагонов «Львёнок» на линии работают 14, а 15 находятся на ремонте. Основные проблемы связаны с лопнувшими бандажами и погодными условиями, которые привели к выходу из строя семи двигателей.
— Экспертиза показала, что бандажи выходят из строя из-за нарушения технологии их изготовления. Аналогичная проблема возникла во всех городах, куда были поставлены вагоны данного типа, но только Ульяновск довёл дело до экспертизы. Поставщику «Львят» – ООО «ПК Транспортные системы» – направлена претензия и выставлен счёт для возмещения убытков в досудебном порядке, стоимость деталей оценивается в 950 тысяч рублей. В случае отказа мы готовы довести дело до суда. В этом случае заводу-изготовителю будут дополнительно предъявлены потери по контракту за невыход вагонов на линию, – сказал Дмитрий Зверев.
В настоящее время на маршруты ежедневно выходит около 60 трамваев. Иной раз кажется, что чешские старые трамваи «Татра», которым уже под «полтинник», работают надёжнее «современных и инновационных вагонов».
Вопрос только в том, а кто принимал эти вагоны? Почему ещё на стадии приёмки не были проведены необходимые экспертизы? Может быть, стоит теперь кого-то наказать за такую халатность? Ведь речь не о паре тысяч, а о контракте стоимостью более миллиарда рублей. И неизвестно, какие ещё проблемы могут в себе таить всеми любимые «Львята».
А чего ждали?
Хотя чего ждать от чиновников? Много лет назад «Молодёжка» на 1 апреля решила подшутить и опубликовала заметку о том, что «у новых, только что привезённых трамваев из Москвы спускают шины, поэтому их в срочном порядке отправили для подкачки колёс обратно в Москву».
Пошутили да и подумали, что все над этим, как и мы, посмеются. Но шутка вышла из-под контроля. Спустя несколько часов после выхода в свет этого номера «Молодежки» в редакцию позвонил разгневанный мэр (не будем уточнять, кто это был) и попросил выяснить, кто отдал приказ об отправке трамваев для подкачки колес обратно в Москву без его ведома.
У тогдашнего главы города даже мысль не проскользнула, что у трамваев нет колёс, из которых может выйти воздух, что они железные… Одним словом, такой у чиновников уровень профессионализма.
Изношенные пути
Но какие бы современные вагоны вы ни закупали, нормально ездить по ульяновским дорогам они всё равно не смогут.
По официальной информации, общая протяжённость трамвайных путей в городе составляет 129,1 км. Уровень износа специалисты оценивают в 80 %. Основная причина – гнилость деревянных шпал, на которых уложено 58 % рельсов.
К тому же для решения этой проблемы необходимо закупать спецтехнику для содержания и ремонта путевого хозяйства. И на это тоже нужно около 20 миллионов рублей.
Поэтому хоть швейцарские вагоны везите, которые обычно служат без ремонта десятки лет, по ульяновским дорогам они не проедут.
Антон БЕЛКА.