Просмотры1365Комментарии0

Жили на баркасе под обстрелами фашистов

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. «Молодёжка» встретилась с ульяновским врачом-стоматологом Андреем Коноваловым, чья мама полгода вместе с семьёй жила на маленьком баркасе, который курсировал по Волге в самые тяжёлые дни Сталинграда.

Механик на баркасе

61-летний Андрей Коновалов родился под Волгоградом. Переехал в Ульяновск после учёбы в вузе. Но вот его мама Валентина Андреевна до сих пор живёт в Волгоградской области. Родилась она 21 февраля 1935 года. Когда война пришла в Сталинград, семья жила в городе Краснослободске, на другом берегу реки.

— Мама рассказывала, как, будучи ребёнком, она бегала с другими детьми на улице, играла, семь лет ей тогда было, — рассказывает Андрей. — Как вдруг начался нарастающий гул. С каждой секундой становилось всё страшнее. Сначала шёл один самолет, потом два, а потом всё небо почернело. Воздух стал сотрясаться. Все поняли, что происходит, и начали прятать детей. Самолёты одновременно стали сбрасывать бомбы. Грохот был ужасный.

Отец семейства Андрей Николаевич (Андрея Коновалова назвали в его честь) в ту пору работал механиком на речном судне и после начала войны не бросил это занятие. Тем более баркасу была поставлена боевая задача — транспортировка грузов по Волге.

— Он был мастером на все руки и трудился на маленьком баркасике «ЦС ОСВОД», — говорит наш собеседник. — Это был единственный деревянный баркас в ту пору, размером примерно 18 метров в длину и 2,5 в ширину. Этот баркас работал круглосуточно. Занимались транспортировкой барж. Из Сталинграда вывозили раненых, а в город ввозили снаряды и лёгкое вооружение. Преимущество баркаса в том, что он деревянный, а мины на Волге были магнитными. Поэтому шансов пройти получалось больше.

Семья на баркасе

Нацисты наступали, и наше командование приняло решение эвакуировать местное население. Бабушка Андрея Мария Михайловна не хотела расставаться с мужем и детьми, поэтому вся семья отправилась вместе с отцом на баркас.

— Дед тогда пришёл к бабушке и сказал, чтобы собирала детей и вещи. Хоть нацисты и не перешли Волгу, но риск захвата другого берега был. К тому же всё постоянно подвергалось артиллерийским обстрелам, — продолжает Андрей.— Тогда моя бабушка подумала — если уж и погибнуть, то лучше вместе с детьми.

Так они стали жить на этом баркасе: капитан баркаса вместе с женой и сыном, а также дедушка-механик, с женой и тремя детьми. По мере возможности маленькие дети помогали в работе, и они стали полноценными членами экипажа, преодолевая невзгоды военного времени.

Все жили в маленькой каюте, где помещалось всего две кровати. Спали кто сидя, кто по очереди. Питание тоже было скудное.

— При первой возможности сходили на берег, там их подкармливали местные жители: кто тыкву даст, кто крупы отсыплет. Готовили прямо на баркасе, — добавляет мужчина.

Сгорела с ребенком

Главная опасность заключалась в том, что речные пути постоянно подвергались обстрелам.

— Когда тянули баржу, разведка противника сразу это видела. И начинались обстрелы. Баркасу приходилось лавировать, — уточняет Андрей. — В один из моментов моя мама то ли оступилась, то ли не удержалась и упала в воду. Её вытащили из воды, но у неё с собой тогда были документы, чернила на которых попросту расплылись. И когда через много времени ей сказали менять документы, она не стала менять и сохранила их.

Ужасы войны ни на секунду не прекращались. В один из дней семья наблюдала страшную картину — погибающую женщину с ребёнком, но спасти её не было возможности.

— В один день разбомбили баржу с топливом, и нефть разлилась по Волге и загорелась. И дедушка рассказывал, как они плыли и рядом стояла баржа. А вокруг всё горело. И на краю баржи стояла женщина с маленьким ребёнком. Ни назад, ни вперёд она двинуться не могла. Всё было в огне. А металл под ней раскалялся. И даже в воду не прыгнуть. И какие человеческие чувства они переживали. Они очень хотели ей помочь, но понимали, что не смогут этого сделать, потому что баркас моментально бы загорелся. И тогда она прижала ребёнка к себе, так и погибла, — говорит наш собеседник.

Зимой работа не останавливалась. Лёд на Волге не успевал замерзать из-за постоянного курсирования кораблей и регулярных бомбежек.

Наконец, спустя полгода семье удалось сойти на берег. Дедушка Андрей Иванович за свою службу получил две главные награды — медали «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда». Мама же Андрея позднее поступила в вуз и стала высококлассным педагогом.

До наших дней баркас не сохранился, хотя и пережил войну. Его судьба неизвестна.

Антон НИКОЛАЕВ.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное