Избили, подбросили наркотики и посадили?
11 лет колонии получил за наркотики ульяновский студент Даниил Матвеев. Но его защита и родственники уверены, что парня подставили, а в самом уголовном деле много нестыковок. Почему их не учёл суд — непонятно, считают родственники. В ситуации разбиралась «Молодёжка».
Задержание
4 марта 2021 года пропал 19-летний Даниил Матвеев, студент второго курса УлГТУ. Парень не вернулся домой, и мать забила тревогу. Лишь на следующий день ей позвонил некий адвокат и сообщил, что её сына задержали полицейские и он в ОВД. Он сказал, что у студента нашли и изъяли наркотик. Правда, адвокат заверил, что волноваться не стоит, его скоро выпустят и он отделается лишь штрафом.
Даниила отпустили поздно вечером 5 марта. Домой он приехал не один, а с полицейскими, которые устроили в квартире обыск.
— Они практически ничего не искали, — говорит мать Даниила Надежда Матвеева. — Нас предупредили, что могут подкинуть в дом какой-нибудь порошок, поэтому мы подстраховались и вызвали к себе в качестве понятых соседей и друзей. Плюс всё происходящее снимали на видео, что явно не понравилось полицейским. В итоге они ничего не обнаружили и ушли. Сын остался дома.
Только тогда Даниил рассказал, что с ним случилось.
В тот день он пошёл в салон, чтобы убрать тату. Наколку плохо сделали, и парень решил от неё избавиться. В тот момент, когда он выходил из салона, его задержали полицейские, набросили на голову капюшон и повели к машине. Даниил просил объяснить, что происходит, но стражи порядка, ничего не ответив, повезли его в ОВД.
— По словам Даниила, его били в подразделении наркоконтроля, — вспоминает мать (утверждать этого мы не можем – ред. «МГ»). – Когда сын пришёл домой, у него были синяки. Болели голова и тело. Мы сразу же засвидетельствовали всё это, сделав необходимые медицинские документы.
Запись разговора
Интересная деталь – у парня при себе были смарт-часы, и он сумел записать часть разговора полицейских. Всё происходило на повышенных тонах (у родителей есть расшифровка разговора). Якобы полицейские хотели, чтобы он взял на себя организацию распространения наркотиков среди подростков и то, что осуществлял закладки и забирал наркотики.
Но Даниил всё отрицал. Он даже дал все пароли в своём смартфоне. Потом в его мобильнике неожиданно появились странные криминальные фотографии.
Родители рассказывают, что полицейские якобы запугивали его, даже грозили изнасилованием в камере. Потом, по их словам, один из стражей порядка бросил на стол какие-то свертки и заявил, что эту дурь найдут у него при понятых.
— Но на этих свертках не было отпечатков Даниила, — поясняет адвокат Олег Ломакин. – Они вызвали понятых по телефону. Это, скорее всего, были свои люди. Они потом путались в показаниях. Что интересно, они же проходили по этому делу у других фигурантов, которых арестовали ранее.
По словам родителей, так ничего не добившись от Даниила, полицейские задержали его на сутки, посадив за решётку, при этом даже не разрешили позвонить родителям. Забрали часы, телефон и необходимый ингалятор от астмы.
Суд
— По логике выходило, что полицейские следили за Даниилом, — продолжает адвокат. — Иначе не объяснишь их появление в момент выхода парня из тату-салона. К тому же известно, что сам мастер по тату — заядлый наркоман. Возможно, связан с полицией. Есть версия, что он пытался уговорить Даниила, чтобы тот приобрёл ему наркотики. Взамен якобы обещал сделать хорошую наколку, но парень не соглашался. Не исключено, что именно мастер и сообщил полицейским, свалив всё на Даниила.
В итоге было возбуждено уголовное дело по части 5 статьи 228 УК РФ («Незаконное приобретение, хранение наркотических средств»). Сначала Даниил находился под домашним арестом. Но через некоторое время суд по просьбе следователей отправил его в СИЗО, якобы парень угрожал свидетелям.
В 2022 году Ленинский районный суд приговорил Даниила Матвеева к 11 годам колонии строгого режима. Своей вины он не признал. Сейчас парень находится в СИЗО. Его защита подавала апелляцию в вышестоящие судебные инстанции, но пока тщетно. Приговор оставлен без изменений.
— Мы планируем подать жалобу в самарский кассационный суд, — комментирует Ломакин. — В этом деле много нестыковок. Есть медицинские подтверждения того, что парня избили, мы просили возбудить уголовное дело. Нам отказали. Если это сделали не полицейские, то откуда появились синяки на теле? Суд жалобу по побоям не принял, хотя должен был это сделать. Считаю, что необходимо возбудить уголовное дело, чтобы всё выяснить. Самарский кассационный суд отметил постановление Ленинского районного суда об отказе принятия жалобы на побои.
Странности дела
Но тут начались странности. Ленинский районный суд признал законным постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по побоям. И это несмотря на то, что есть медицинские документы. Областная апелляционная инстанция дала странные разъяснения, мол, есть мелкие нарушения в деле, но в основном приговор правильный.
Защита Даниила вновь обратилась в самарский кассационный суд. Сейчас ждут его решение.
Кстати, свою проверку проводила и прокуратура, но последовали лишь отписки, утверждают родственники. Допрашивались и полицейские, однако они всё отрицают. Дескать, никто никого не избивал и ни к чему не принуждал.
— Ещё один момент. Все записи разговора в полиции, которые были сделаны Даниилом, мы передали в отдел собственной безопасности УМВД и в суд, — утверждает адвокат Ломакин. — В полиции они якобы пропали, а Фемида никак не среагировала на это. А ведь если их прослушать, то многое проясняется. Полицейские (судя по расшифровке записи) выбивали из парня признания. Версия непричастности Даниила так и осталась непроверенной на стадии следствия, но в приговоре об этом ни слова. Как будто всем было выгодно закрыть Даниила и поставить в деле жирную точку.
Парни в такси
Матвеев попал в поле зрения оперативников ещё в январе 2021 года. Тогда он с приятелями ехал в такси из Нового города в центр. Двое парней по ходу пути выходили из машины, как потом выяснилось, на закладки. Остальные их ждали. Тех двоих задержали полицейские. Правоохранители заинтересовались и теми, кто ехал с ними в такси.
— Но Даниил не имел к ним никакого отношения, — говорит мать. – Я уверена, что двое задержанных парней оговорили сына. Якобы один из них решил проблему, другой оказался несовершеннолетним. Возбуждать уголовное дело не стали. А это дело нужно было закрывать. Что интересно, один из тех задержанных парней на суде дал показания, что его заставили оговорить Даниила. А второй признался, что был участником событий, но почему-то прошёл как свидетель. Фактически оказался в стороне. В настоящее время в суде рассматривается вопрос о том, что был оговор Даниила этими закладчиками. Всё просто – следователь должен только проверить место нахождения каждого из парней во время закладок относительно базовых станций сотовой связи, но следователь по неизвестной причине не хочет этого делать.
— Есть и другие нестыковки, например, фото закладки, в действительности его делали ночью, а в материалы дела предоставлено фото закладки, снятое днём. Более того, это фото оказалось в телефоне одного из парней, — считает адвокат. – Суд опять не реагирует. Подписи в документах явно подделанные. Сначала говорили, что есть подозрения, что Даниил в момент задержания был под воздействием веществ, но он не наркоман, у нас есть акт освидетельствования. Повторюсь, что следствие не проверяло версию его непричастности. Ещё момент: один из парней заявил, что находился в доме Матвеевых и якобы Даниил вытащил из-под ванны расфасованные наркотики, которые надо было развезти по городу. Но в тот момент Матвеев был в другом месте. Мы посмотрели биллинг (данные) телефона Даниила, но почему следователь не проверил эту версию, не посмотрел биллинг всех парней? Мы заявили об оговоре парня, но полицейские не открывают уголовное дело. Мол, уже есть приговор. Все эти неудобные вопросы будут предметом рассмотрения высших судебных инстанций, поскольку ульяновские суды, похоже, доверяют только показаниям оперативников, применивших в отношении Даниила недозволенные методы ведения следствия.
Есть надежда на самарский кассационный суд, который должен во всём разобраться, в том числе и по жёсткому приговору.
— Мы будем биться за Даниила, он не виноват, по нашему мнению, дело сфальсифицировано, виновные должны быть наказаны. Я считаю, что приговор вынесен Ленинским судом предвзято, незаконно, поскольку судья была обижена поведением одного из подсудимых, который «вскрылся» прямо в суде, так как судья даже слушать его не хотела. Приговор зависел от настроения судьи, — полагает Надежда Матвеева (утверждать это мы не можем – ред. «МГ»). — Меня интересует, когда судьи будут нести ответственность за свои приговоры! Как минимум за такой приговор нужно уволить судью и её непосредственного начальника, с которым такой приговор был согласован. Нельзя оставить в стороне и прокуратуру, которая незаконно поддерживает обвинение в отсутствие полной картины случившегося.
(«МГ» информирует, что точка зрения интервьюируемого не всегда совпадает с точкой зрения редакции).
От «МГ»:
Это уже третий случай возможной фальсификации уголовных дел за последнее время, который стал известен нашей редакции. Два остальных были связаны с так называемым «делом капитана Семёнова», где также фигурировали наркоманы. И если фальсификация подтвердится, то получится, что полицейские, по сути, не разбираются в делах, а вешают их на «избранных». Что же происходит на самом деле, можно только гадать. Утверждать, конечно, мы не берёмся, но всё это невольно бросает тень на полицейских.