Грядет вымирание Ульяновской области
Городские власти уже думают о том, как будем жить в 2030 году и дальше. Поэтому на прошлой неделе ульяновские чиновники решали, как скорректировать «Стратегию социально-экономического развития Ульяновска». «Зажигал» на стратегической сессии самый креативный чиновник, профессор Олег Асмус, ныне глава Агентства городского развития.
Вот это да!
Ещё во времена мэрства Марины Беспаловой в Ульяновске была принята так называемая «Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года». На дворе тогда стоял 2015 год. По документу выходило, что к заветному году в Ульяновске должно быть высокое качество жизни. Обещали провести реновацию берега реки Свияги, создать музей СССР, обновить парк Дружбы народов, построить микрорайоны «SkyCity» и «Аэротрополис». Ульяновск должен стать самым открытым будущему городом европейской части России, внедряющим новые технологии. В общем, Джеймс Оруэлл и Герберт Уэллс отдыхают. Гордума тогда благочинно утвердила стратегию, и о ней все разом подзабыли.
Но не тут-то было! В прошлом году в горадминистрацию устроился опальный профессор Олег Асмус. Тот самый, который руководил долгое время сюреалистическим Центром стратегических исследований области. Зажигал по полной. На «аппаратках» от его фантастических и фееричных речей у Морозова даже усы шевелились. А как много чиновники узнали от Асмуса о своём фантастическом регионе. Иными словами, профессор был в почёте. Но потом погорел на пьянке, и его уволили. Ну, с кем не бывает.
Без дела Асмус не остался. Его приютил мэр Вавилин, назначив руководить ещё более загадочной организацией — Агентством по развитию Ульяновска. Но Асмус не был бы Асмусом, если бы не знал, как зажигать теперь в мэрии. И сумел же! На прошлой неделе провёл, аж страшно сказать, стратегическую сессию!
Демография подводит
Смех смехом, но по большому счёту Асмус прав. Надо знать, как двигаться дальше. Из-за кризиса теперь нужно ориентироваться на свои производства, учитывать колоссальный спад рождаемости, объединяться с соседними регионами для промышленной кооперации и привлекать платежеспособных столичных туристов.
По словам мэра Вавилина, новая стратегия будет представлена уже в начале следующего года.
Вот только беда с ней выходит. Некому её будет выполнять.
— При такой демографии, какая есть у нас, через 25 лет треть населения региона исчезнет, — считает советник главы города Анатолий Лапин. — По итогам восьми месяцев рождаемость в Ульяновской области сократилась на 9 %. В рождаемости ожидаем волны падения.
Выходит, что мы на пороге, если так можно сказать, ульяновского вымирания. Но отчаиваться не надо: оказывается, есть около 30 экономических моделей для её решения. Какая подходит нам, пока неясно.
— Притормозить сокращение численности населения можно расширением межрегионального экономического сотрудничества, — утверждает Лапин.
Как выход — больше иметь дело с Самарской областью и Татарстаном. Создать в горадминистрации Ульяновска отдел по межмуниципальному сотрудничеству, а на уровне региона — министерство межрегионального развития. Кстати, что-то подобное уже было при Морозове, но приказало долго жить. К тому же это путь к увеличению армии чиновников. Идея сомнительная!
Все к нам!
Ставку делают на туризме и на том, чтобы в Ульяновск ездили богатенькие москвичи и петербуржцы.
— Надо развивать автотуризм, — отмечает член координационного совета по туризму Самарской области Михаил Мальцев. — С точки зрения экономики, приехать семьёй куда-либо комфортно именно на машине.
Но для этого нужны хорошие дороги, придорожная инфраструктура, гостиничная база, чего пока не сыщешь в Ульяновске. Да и регион рекламирует только сам себя, люди просто не знают, куда им ехать. Хотя в Ульяновске можно было бы собирать туристов из разных отелей и предлагать им комплексную программу – возить по области.
Глава Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин обеими руками за индивидуальный туризм. Чтобы ездили к нам! Сейчас инвесторы строят в Александровском парке аквапарк, планируют вложить 1,5 млрд рублей – поэтому вся надежда на него.
— Из-за экономического кризиса в ближайшие три-четыре года около 40 % населения не будет выезжать за рубеж, и этим надо воспользоваться, чтобы продвигать туризм, — комментируетАсмус.
Короче, на стратегической сессии поговорили и… разошлись. Как всё это будет воплощаться в жизнь — неизвестно. Главное — мозги запудрить. Например, многие узнали на этой сессии, что, оказывается, у нас в Старой Майне работают целая «территория «брейнмайнинга» (то есть крипта мозгов) и в её рамках «Коррозионная станция ИФХЭ РАН». Что это такое, простым языком не объяснить. Да и нужно ли это? Главное — заявить, а там как карта ляжет…
Арсений КОРОЛЕВ.