В Новом городе есть бюст скульптору Степану Эрьзя. Но не все знают о нём, чем он так прославился.
Он наш земляк. Родился в эрзянском селе Баево Алатырского уезда Симбирской губернии 27 октября 1876 года в семье крестьянина.
Степан Эрьзя (настоящая фамилия — Нефёдов) признан гением не только в нашей стране, но и во всём мире. Псевдоним взял ещё в начале творческого пути, он отражает принадлежность к этнической группе «эрзя». Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских, где занимался росписью церквей приволжских сёл и городов. Позже учился в Московском училище живописи. Он жил в Италии и Франции, где и получил мировую известность. С 1927 по 1950 годы жил и работал в Аргентине. Изначально его окрестили «русским Микеланджело» в зарубежной прессе, а в 50-е годы называли «русским Роденом». Художник экспериментировал с разными материалами: мрамором, цементом, чугуном, гипсом. Однако его любимым материалом признано дерево – квебрахо (кебрачо) и альгарробо (южноамериканские породы). Он стал первым, кто использовал их в скульптуре. Кебрачо очень прочное, его применяют при строительстве, из него делают шпалы. Обычные инструменты для работы с этим материалом не подходили, поэтому Эрьзя придумал особую технику обработки. Древесина, которую он привёз из Аргентины в СССР, так и не была в итоге никем израсходована. Любопытно, что пока он работал в Аргентине, там ему покровительствовала Эва Перон, первая леди этой страны. Её портрет считается одним из самых ярких его произведений.
В 1951 году после разрешения советского руководства Эрьзя вернулся в СССР и привёз с собой 180 работ, общая масса составила 175 тонн. Ему выделили мастерскую в Москве в подвале, где была организована его постоянная выставка, посетителям часто приходилось выстоять огромную очередь, чтобы туда попасть.
В жизни мастера было много разных случаев. Так, мир чуть не лишился великого скульптора во время Первой мировой войны. Дело в том, что он изготавливал для раненых протезы носов из каучука. И один из пациентов чуть не убил Эрьзя, потому что зимой на сильном морозе у него лицо покраснело, а протез остался белым, это привело солдата в ярость.
Скончался художник в своей мастерской в Москве за работой 24 ноября 1959 года, его тело нашли через несколько дней. Похоронен в Саранске. Там же открыт музей его имени.
Вероника ВЕРШИНИНА.