Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Каким был спиртовой «король» Мелекесса

В начале 1919 года в Самаре был расстрелян 70-летний купец 1-й гильдии Константин Григорьевич Марков (1848-1919), который 35 лет, с самого введения должности в 1878 году, до революционного марта 1917 года выбирался мелекесским посадским головой.

Что такое посад? 

Во времена Древней Руси так называли неукреплённую часть города за пределами городских стен, где обитало большинство жителей. Во времена Константина Маркова посадом звался город, то есть городское поселение, не обладавшее статусом административного центра области, губернии или уезда. Посад Мелекесс находился в пределах Ставропольского уезда, центром которого был уездный город Ставрополь, нынешний Тольятти. Благодаря маркировке «город – посад» посторонние не путались, где уездная «столица», а где – просто город среди уезда.

Должность городского, или посадского, совершенно аналогично, головы была выборная. Городское самоуправление переизбиралось на очередное четырехлетие, как выражались в те времена. Избирательными правами обладали не все, а только зажиточные люди, сами прекрасно знавшие вкус власти и те преференции, которые сулит обладание ею. И если такие люди вновь и вновь переизбирали купца Маркова своим головой, значит, купец и правда был «голова»!

В дореволюционные времена городское самоуправление критически зависело от воли губернских властей – всякая местная инициатива начинала действовать только после издания соответствующего обязательного постановления губернатора, в нашем случае — самарского, поскольку с 1851 года Мелекесс входил в Самарскую губернию. И мало избраться: в должности городского, у нас — посадского голову утверждал всё тот же губернатор. Так вот, у Константина Маркова получилось сработаться с одиннадцатью начальниками Самарской губернии!

Приезд

Мелекесс на 22 года старше Симбирска – первые свидетельства о поселении относятся ещё к 1626 году. В 1706 году симбирский купец Осип Твердышев основал здесь первый винокуренный завод, и к середине XVIII века Мелекесс стал крупнейшим центром винокурения во всей Российской империи. На отходах от винокуренного производства процветало скотоводство. Заводские рабочие настолько были довольны своей жизнью, что сами дважды давали отпор пугачевцам, силившимся взять Мелекесс в 1773 году и сулившим местным волю и прочие блага.

Паровая мельница Макаровых в Посаде Мелекесс

Но минуло полвека, и винокуренное производство в Мелекессе перестало быть рентабельным, а в 1847 году большой казенный завод и вовсе закрылся. Но «свято место» пустовало недолго. Около середины XIX века в тогда ещё село Мелекесс перебрался 3-й гильдии купец из города Ставрополя (нынешнего Тольятти) Григорий Маркович Марков (1817-1900). В вотчине винокуров он открыл кабак – и скоро поднялся на водочной торговле.

Мастер спирта

Марков был старообрядцем, значит, человеком твёрдых моральных принципов и убеждений, не злоупотреблявшим ни водкой, ни табаком, ни чаем, который выходил куда разорительнее, поскольку стоил намного дороже водки! Правда, высокие принципы не мешали мужчине самому заниматься винокурением и виноторговлей.

Но было бы неправильно пенять купцу Маркову спаиванием коренного населения. Спирт считался продуктом стратегическим, он шёл на производство пороха. Не забываем про разного рода осветительные приборы и кухонную утварь, спиртовые лампы и горелки. Они, кстати, считались куда более безопасными, чем аналогичные керосиновые, которые стоили дешевле, потому и победили. Винокурение стимулировало развитие смежных отраслей, развитие сельского и лесного хозяйства, строительство мельниц, фабрик и заводов по производству тары, различных перерабатывающих предприятий, дорожное строительство.

Марков-старший, например, построил даже чугунолитейный завод, чтобы лить нужные в хозяйстве гири, противовесы, определённые запчасти. Он владел собственными пароходами, и это была не просто необходимость, но показатель статуса; пароходовладелец – это действительно «круто»!..

Дружная семья

Уже в 1860 году Марков-старший стал ходатайствовать о посадском статусе для села Русский Мелекесс, но в России всё делается нескоро, и на арену успели вступить сыновья купца — Александр, Андрей, Фёдор и Константин, торговый дом «Григорий Марков и сыновья», которым среди прочего довелось преобразить Мелекесс из села в посад.

Купцы Макаровы в окружении приказчиков

145 лет назад, 2 июля 1877 года, император Александр II подписал указ о переименовании села Мелексесский завод в посад Мелекесс. Это означало изменение статуса населённого пункта, его жизнь по городским законам. Константин Марков был младшим братом, но старшие братья уступили ему пальму первенства в деле выдвижения на должность посадского головы — ещё одно свидетельство крайней неординарности личности Константина Григорьевича.

Марковы слыли крепкой и дружной семьёй и выстраивали отношения со всем Мелекессом, большинство жителей которого трудилось на их предприятиях, являлось потребителями их продукции. Они зависели от Марковых – но и торговый дом напрямую зависел от навыков и отношения этих людей.

Мелекесский приют памяти Александры Васильевны Макаровой

На свои предприятия Марковы выписывали лучшее – а, значит, очень дорогое – оборудование из Европы; обслуживать такое могли только обученные, квалифицированные сотрудники. Если в 1878 году в Мелекессе была единственная церковно-приходская школа с 40 учащимися, к 1915 году здесь действовало 13 учебных заведений, воспитывавших 2000 учащихся, в том числе специализированное ремесленное училище. Купец Марков обеспечивал именные стипендии и возможность бесплатного обучения для детей из бедных семей и детей выдающихся талантов и способностей.

Чистая вода

Чтобы улучшить качество жизни мелекессцев, Марков всерьёз озабочивался проблемами экологии. При открытии новых предприятий выдвигались усиленные требования по технической, в том числе противопожарной безопасности, требовалось обустройство надлежащего качества очистных сооружений. После холерной эпидемии 1892 года Константин Григорьевич озаботился доступом посадских жителей к чистой питьевой воде, для чего даже из собственного кармана финансировал строительство «абиссинских колодцев», артезианских скважин.

К концу XIX века посад Мелекесс в промышленном отношении смог «задвинуть» уездный город Ставрополь и, как признавали многие современники, по уровню доходов населения и качеству жизни в Самарской губернии уступал только губернской «столице» Самаре. Осенью 1900 года началось железнодорожное сообщение по ветке, протянувшейся через Мелекесс в сторону Симбирска, к его заволжской слободе Часовня. Железнодорожное сообщение укрепило связи между Мелекессом и Симбирском и впоследствии предопределило ульяновский «выбор» для Мелекесса-Димитровграда.

Памятник посадскому голове Константину Макарову в Димитровграде

Арест

Должность посадского головы не была самоцелью для Константина Григорьевича. Как глубоко верующий человек, Марков понимал, что однажды покинет и свою должность, и этот мир и задумывался: кому бы вверить накопленное наследство? В незыблемой, как казалось, Российской империи только царь сможет распорядиться им должным образом, и потому в 1914 году Константин Григорьевич стал ходатайствовать о переименовании Мелекесса в Алексеевск, в честь наследника российского престола, великого князя Алексея Николаевича (1904-1918). Но тут началась Первая мировая война, за нею грянула революция 1917 года, и всем сразу стало не до Алексеевска.

Ожесточение войны из-за дефицита, инфляции, наплыва беженцев, мобилизации и потери родных пришло и в далёкий тыл. В марте 1917 года «вечного» Константина Григорьевича не без удовольствия отстранили от должности посадского головы, посоветовав навсегда покинуть родной посад. Осенью 1918 года после отбития Мелекесса у «белых» бывший посадский голова был арестован и отправлен в Самару, откуда уже не вернулся…

Ермил ЗАДОРИН.

Exit mobile version