Ульяновцы могут остаться без молока
С января закупочная цена молока в регионе выросла всего на 3 %, а его стоимость в магазинах поднялась аж на 45 %. Почему так происходит? Выгодно ли сегодня частникам сдавать молоко?
В регионе, который издавна считается аграрным, в прошлом году произведено 220 тысяч тонн молока, что на 80 тысяч тонн меньше нормы потребления. Причины названы разные: подорожание кормов и электроэнергии, увеличение стоимости материально-технических ресурсов, изменения курса валют.
В начале 2022 года стоимость литра молока в ульяновских магазинах составила в среднем 65 рублей, что на 45 % выше прошлогодних расценок. А вот закупочная цена сырого молока выросла не так значительно — на 1-3 % в месяц и составила в среднем 29,5 рубля.
Каждый литр на анализ
Ложку дёгтя в ситуацию добавил приказ Минсельхоза России от 28 июня 2021 года. С 1 марта этого года любая партия молока перед реализацией или сдачей должна пройти экспертизу. Данный документ практически перечёркивает возможность владельцу личного подсобного хозяйства (ЛПХ) реализовать собственную продукцию. Это стало невыгодно материально.
— Справка об экспертизе стоит 800 рублей с партии, а что делать, если вся партия — всего 20 литров, — говорит Дмитрий, владелец ЛПХ из Баратаевки. — Так ещё три часа ждать результатов анализа у скоропортящегося продукта! Смысл, если такой же анализ сделают на молокозаводе?
Тут простая математика: одна корова у частника даёт молока, допустим, 30 литров в день. Литр молока у закупщика –17-29 рублей. Справка стоит 800 рублей. Итого: максимум 100 рублей прибыли. Это при условии, что остальные 14 документов на корову (паспорт, санэпидобследование и прочее) и молоко в порядке.
— Сто чиновников будут проверять, соответствует ли корова закону, — негодует фермер. — Принимали бы молоко у мелких частников, не сбивали закупочную цену и выровняли бы стоимость кормов – тогда мы сдавали бы молоко.
Разливного не будет
Если раньше частник раз в месяц мог самостоятельно сдать молоко на анализ и получить справку, чтобы потом спокойно продать его или сдать, то теперь нет. Он обязан привезти на анализ всю партию надоя. Образно говоря, это каждый день ездить с молоком и платить 800 рублей.
— Обратили внимание, что с улиц совершенно исчезли бочки с разливным молоком? — спрашивает фермер Людмила Алексеевна (посёлок Октябрьский Чердаклинского района). — Приёмщики и молокозаводы сейчас не очень любят иметь дело с мелкими поставщиками, мороки много, даже для водителя молоковоза. Надо в село заехать, взять с каждого двора пробу. Иначе можно всю цистерну испортить. Вот если бы организовать кооператив, чтобы много сдавать. Так сейчас коров по пальцам можно пересчитать. А за ведром молока кто сюда поедет? Частник своё на рынок сам везёт, безо всяких справок, понемногу, чтобы быстро продать. Так что если на трассе, например, предлагают парное по 50 рублей или топлёное по 70, то ничего удивительного.
Корова для себя
Получается, что у мелкого частного хозяйства в области перспективе вообще нет?
— Если для себя корова, то вложения окупятся, — считает фермер Алексей из села Новая Малыкла. — Хотя труд адский. Вставать в четыре утра – только цветочки. Имея корову, никуда не уедешь – ни на праздники, ни на выходные: её нужно три раза в день кормить и трижды выдаивать. Ещё и пастуху за выпас тысячу в месяц отдаёшь. Кормить надо. А это – фураж: пшеница, отруби. 10-18 тысяч рублей за тонну. Сена одна корова за день съедает больше, чем помещается в багажник машины. У меня одна корова, на семью хватает. А если держать десять голов? Это уже и доярка нужна, и работник. Не окупятся.
Кстати, в конце 2021 года власти заявили, что поголовье крупного рогатого скота в области снижается.
В планах ульяновского Минсельхоза – принятие мер по увеличению численности коров на семь тысяч голов (до 2024 года) и господдержка для самозанятых владельцев ЛПХ, но насколько эффективно это будет реализовано – ещё под вопросом. При этом кризис может усугубить ситуацию, и ульяновцы останутся без свежего молока.
Александр ЦЫГАНОВ.