26 апреля в рабочем посёлке Вешкайма мужчина ворвался с ружьём в детский садик, убил двух детей, воспитательницу, а потом ушел из жизни. Корреспонденты «МГ» побывали на месте ЧП и узнали подробности этого громкого дела.
Сейчас у детского садика «Рябинка» мемориал. Местные жители несут игрушки, цветы. Стоят фотографии погибших детей, рыдают убитые горем родственники и друзья.
На улицах — полицейские, чиновники и депутаты всех мастей. У школ стоят полицейские с оружием.
Резня
Примерно в 12.00 местный житель, 26-летний Руслан Ахтямов вместе с 68-летним Александром Дрониным отправились в лесополосу за посёлком. Дронин был охотником. С собой мужчины взяли ружьё.
Через 20-30 минут Ахтямов, вероятнее всего, попросил ружьё у Дронина, а потом выстрелил в него, едва они успели дойти до лесополосы. Мужчина скончался на месте, а Ахтямов отправился обратно в посёлок.
Он шёл по просёлочной тропинке, мимо нескольких частных домов, но в огородах и на дворах никого не было. Большинство людей либо работали, либо ушли в магазин.
Следующим зданием, которое он заприметил, стал детский сад «Рябинка». Он отлично знал эту местность, так как сам жил напротив детсада. Что происходило в голове у Ахтямова, неизвестно: то ли он целенаправленно пошёл в детский сад, то ли это случайность, так как там он увидел людей.
На часах уже было около 13.00. Ахтямов открыл металлическую калитку и направился к входу. В детском саду в это время шёл «тихий час». Повара на кухне готовили полдник, воспитатели наводили порядок и проветривали помещение. Так требуют санитарные правила. Поэтому некоторые двери были настежь.
Возле главной двери стояла 52-летняя Елена Карпова, младшая воспитательница. Она только что вымыла полы и вышла вылить воду из ведра. Она стала первой, кто заметил Ахтямова и увидел у него ружьё. Ничего не сказав, мужчина открыл огонь. Пуля попал в плечо и серьёзно ранила Карпову. Женщина упала на землю, а стрелок отправился дальше. Но раненая работница смогла подняться в столовую, чтобы вызвали помощь. Как сообщила повар детсадика, она сначала нажимала тревожную кнопку, но не было никакой реакции, после этого стала звонить в полицию по стационарному телефону.
Убийство в спальне
Зайдя внутрь, стрелок двинулся по лестнице на второй этаж, где спали дети. На этаже дежурила другая воспитательница – 36-летняя Ольга Митрофанова. Она наверняка услышала выстрел, но не до конца понимала, что произошло. А когда увидела мужчину с ружьём, то стеной встала на входе в спальную комнату детей и попыталась не пустить незваного гостя. Ахтямов выстрелил и в неё. На этот раз пуля пробила грудь и Митрофанова погибла на месте. А стрелок продолжал идти…
Теперь его мишенью стали спящие дети, некоторые из них уже проснулись от шума, но не понимали, что происходит. В комнате возле стены стояли три кроватки: на самой крайней возле окна спал 6-летний Володя, чуть ближе к двери – 5-летняя Катя, третья койка была пуста.
Ахтямов хладнокровно выстрелил сначала в Катю, которая, вероятно, уже проснулась и пыталась спрятаться под одеялом, а потом — в спину Володи. Другие дети оцепенели от шока и не могли пошевелиться.
После убийств Ахтямов сел на незаправленную кроватку и свел счеты с жизнью.
Опознание
Когда на место приехали полицейские и следователи, то поняли, что есть проблема с опознанием стрелка. Поэтому решили смотреть на инвентарный номер ружья. Так и вышли на Александра Дронина, именно ему принадлежало оружие.
Однако родственники, приехавшие в детсад, не опознали его, отметив, что Дронину было 68 лет, а перед ними труп молодого человека. Родственники и рассказали, что сегодня Дронин отправился с Ахтямовым пристреливать оружие, но с тех пор он на связь не выходил. Его стали искать и нашли примерно в 700 метрах от места трагедии. А самого Ахтямова опознать смогла только его родная мать.
Похороны
Ближе к вечеру того же дня тела детей увезли в морг под оглушительный плач родителей. У погибшей воспитательницы осталась несовершеннолетняя дочь, которую она растила одна. Сейчас девочка находится с бабушкой и дедушкой.
Раненую Карпову на «скорой» доставили в ульяновскую больницу, где ей сделали операцию. Но ранение оказалось настолько тяжёлым, что женщину отправили в московскую больницу, где уже столичные врачи будут бороться за её здоровье. Медики пока не дают какие-либо прогнозы, но заверили, что угрозы жизни нет.
Похороны всех погибших прошли 28 апреля. Похоронили их на местном кладбище. Проводить их в последний путь пришёл почти весь посёлок. Семьям погибших из областного бюджета будет выделено по 1 млн рублей, пострадавшей воспитательнице — 500 тысяч рублей.
А вот где будут хоронить стрелка, в районной администрации не раскрывают. Есть опасность, что его могила может стать объектом гнева родных погибших.
«Тихий и спокойный»
Что известно об убийце? Ахтямов жил напротив садика, в трехэтажном доме с родителями. По предварительной информации, он состоял на учёте в психдиспансере с 2013 года, однако агрессии никогда не проявлял.
— Да парень как парень, — рассказывает жительница Вешкаймы Галина Викторовна. — Он тихий, нелюдимый, необщительный. Часто пропадал где-то. Особо внимания на него не обращали. Не слышала, чтобы он кого-то мог обидеть.
Другая местная жительница, соседка семьи стрелка отметила, что не видела его уже последние две недели.
Что связывало его с Дрониным – не совсем ясно.
— Ну, я слышала как-то, что родители Ахтямова знают Дронина, — говорит Клавдия Александровна, соседка Дронина. – И вроде как они попросили Дронина брать с собой на охоту и научить стрелять. Не знаю, насколько это правда.
Поговорить с родственниками погибших детей не удалось. Они все в слезах, а молодая дальняя родственница убитой Кати вежливо попросила не трогать их пока, «слишком большое горе».
Где охрана?
В региональном СУ СК сообщили, что возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц»). Однако раскрывать подробности трагедии отказались.
Но остаётся главный вопрос: почему в детском саду была лишь тревожная кнопка?
— Чтобы попасть в детский сад, стрелок воспользовался моментом, когда воспитатель мыла полы во время тихого часа и дверь была открыта, — комментирует глава местной администрации Татьяна Стельмах. — Осмотр периметра показывает, что забор, которым огражден садик, примерно метр высотой — перешагнуть его можно легко.
Теперь родители задаются вопросом: насколько защищены наши дети?
— Я уже не знаю, отводить детей обратно в садик или лет, — поясняет Наталья, мать одного из воспитанников «Рябинки». – Раньше мы не задумывались об охране, но теперь… Тут приехал один депутат, на дорогой машине. Принёс к садику огромного медведя, что-то записал на камеру и уехал. Да вот лучше бы он вместо этого медведя обеспечил охрану нормальную. Медведь стоит 10-15 тысяч рублей. Как раз месячная зарплата охранника.
Антон НИКОЛАЕВ.