Просмотры3286Комментарии0

Чур меня. В Симбирске верили в упырей, леших и русалок

В древности люди боялись и верили в разную нечисть, которая может обитать вокруг. Считалось, что во многом это умершие неестественной смертью. Поэтому люди проводили разного рода ритуалы, чтобы мёртвые не вернулись в дом.

— Одна из категорий нечисти – закладные покойники, то есть люди, умершие без церковного покаяния. Сюда относились самоубийцы, больные, утонувшие, колдуны, казнённые, умершие криминальной смертью и так далее. Их души находились не в покойном состоянии, поэтому считалось, что они могут вернуться к живым и навредить им, — рассказывает историк, краевед Иван Сивопляс. – Их хоронили, как правило, за территорией кладбища. В Симбирске таких умерших закапывали в овраге, где гаражи напротив современного магазина «Метро». Но когда кладбища из религиозной стали функцией санитарной, таких покойников начали хоронить со всеми, но после могли выкопать, провести определённый ритуал или даже сбросить в реку.

Например, считалось, что, чтобы колдун не вернулся и не навредил людям, ему в живот нужно воткнуть иголку. Были и другие «обезвреживающие» действия, например, им перевязывали руки, ноги или перебивали их, чтобы он не смог дойти. Иногда перерезали сухожилия. В некоторых случаях (например, упырь) в тело могли вколоть кол, а также положить в гроб осиновые ветки крестом.

— Всё это делалось после того, когда от покойника были беды. Например, самый распространённый случай — если после похорон такого закладного покойника происходила засуха. Тогда его просто откапывали и сбрасывали в Волгу или другую ближайшую речку. Дело в том, что все, кто занимался такими обрядными действиями и уличался в колдовстве, уголовно преследовались, поэтому делали это уже постфактум, когда покойник их «навещал», — продолжает Иван.

Упыри

Одним из таких покойников, который мог вернуться к людям, считался упырь. Он был самым зловредным. В разных городах и посёлках его представляли по-разному.

Кто-то полагал, что это полуразложившийся жуткого вида труп, другие — что упыри похожи на людей, только у них красные лица из-за выпитой крови. Их отличали огромная сила, быстрота реакции. Будто бы они могли просачиваться в дома через мелкие щели и приносить людям различные беды: болезни, неурожай, падеж скота.

Считалось, что хуже всего приходилось вдовам и близким родственникам такого умершего. Чтобы избавиться от прихода такого покойника, его могилу раскапывали и сердце пробивали колом из осины, клёна, липы или боярышника. Было и другое поверье: если обсыпать могилу маковыми зёрнами, то надолго можно его сдержать, ведь если упырь не соберёт их все, он не сможет выйти к живым. Существовали и вовсе жёсткие способы: завязывали умершему глаза, набивали рот песком или надрезали жилы под коленями и засовывали под них щетину.

Русалки

Чаще всего в них превращались незамужние девушки, умершие некрещёные дети или те, кто погиб в Русальную неделю. По литературной традиции, считалось, что это девы с хвостами, которые обитали в воде и заманивали путников в пучину, где они умирали. Однако были версии, что русалки могли жить на высоких дубах или липах, в некоторых городах древней Руси считалось, что они обитают на кладбище. Верили, что будто бы на зиму они закапывались обратно в могилы.

— Да, в русалок верили в Симбирской губернии. Например, известная в Симбирске легенда про Маришку, которая ушла добровольно из жизни из-за любви к мужчине. Однако некоторые полагали, что можно вытащить русалку из реки и жениться на ней, — добавляет краевед.

Духи-хранители

Всем известный домовой рассматривается с разных сторон. По одной версии, это тоже закладной покойник, который после смерти возвращается в дом. По другой, он не связан с умершими людьми, а с духами, которые живут в определённом месте. Говорят, духи-хранители дома пришли от традиции «строительной» жертвы, когда при строительстве сложных сооружений в фундамент живьём замуровывали животное или даже человека! Якобы душа могла скрепить постройку и успокоить местных духов. Такой человек потом превращался в духа-хранителя. Бывало на Руси так, что этой жертвой становится первый умерший в доме, по этой причине старики не любили переезжать в новые дома, чтобы после смерти не превратиться в духов-хранителей.

— Жертвы действительно были распространены, однако в глубокой древности. Однако Симбирск строился уже в христианскую эпоху. Во время строительства дома могли подложить мелкие вещи, деньги. Если бы кто-то из соседей увидел, что подкладывают хотя бы курицу или овцу, это могло быть расценено как колдовство, поэтому у человека возникли бы проблемы, — говорит наш собеседник.

Однако история Ульяновской области помнит жуткую легенду. В начале XIX века в селе Старая Бесовка (Новомалыклинский район) во время строительства церкви приняла мученическую смерть 17-летняя девушка Снальтё.

Домовые

Сами же домовые изначально воспринимались злыми духами, с которыми лучше не шутить.

— Люди считали, что от домового можно ждать скорее вреда, чем пользы. Однако если хозяин жилища оказывает знаки почитания, уважает, он мог приносить пользу. Поэтому домовому оставляли кусочки еды, молоко. Заходили и выходили из дома с определёнными заклинаниями. Тот же обряд запускания кошки первой в дом тоже неслучаен, именно на ней домовой въезжал в новый дом, — поясняет Сивопляс. – Был такой случай в 20-е годы прошлого века, когда квартирная хозяйка хотела выселить жильца. Она подкупила девочку, и та изображала домового, стучала по потолку, гремела, чтобы он испугался и выселился. По этому случаю можно понять, что был страх перед нечистой силой.

Внешне домового представляли по-разному. Где-то его описывали как ходячего покойника, где-то — древним старцем, где-то — чёрным человеком, а было и представление, будто это низенький мужичок с острыми когтями.

Любопытно, что в некоторых районах нашей страны он различался даже по состоянию жильцов: у богатых он покрыт густой шерстью, у бедных – голый. Чтобы не разгневать домового, дома старались не ругаться, женщины не должны были ходить без белья и выходить из дома с распущенными волосами, а также запрещалось стоять на мусорной куче.

Дух мог предупредить жильцов о чей-то смерти — издавал странные звуки и гладил людей. Были даже представления, что разозлённый домовой способен издеваться на животными, прятать вещи, путать пряжу, похитить некрещёных людей, насиловать незамужних женщин (чаще всего речь шла о молодых вдовах). Если от него рождались дети, то они быстро умирали. Люди пытались его не только задобрить, но в некоторых случаях спастись: вилами тыкали в те места, где он мог спрятаться, над дверью всаживали нож.

Помимо домового был ещё дворовой – он отвечал за хлев и двор. Мельничник хозяйничал на мельнице. Овинник берёг снопы.

Банник

— Баня в России всегда была специфичным пространством: там не только мылись, но и рожали детей. Поэтому там тоже обитал дух. Внешне он выглядел как нечто человекоподобное, иногда представлялся даже в виде обмылка. Негативную сущность старались задабривать. Однако когда в Симбирске стали делать общественные бани, люди чаще начали ходить туда и частные бани постепенно отмирали. Например, у семьи Ульяновых была баня во дворе, они сдавали её людям как квартиру. Видимо, к этому времени банный дух оттуда выселился, — комментирует краевед.

Люди приносили хлеб, соль, воду, мыло и даже в древние времена могли закопать чёрную курицу под баней. Важно было соблюдать правильное поведение в бане, так как нечисть могла запарить человека до смерти, снять с него кожу, подолгу не выпускать наружу. Некрещёных детей никогда не оставляли в бане без присмотра, иначе злой дух мог их похитить. Строго запрещалось мыться после полуночи, так как в это время там будто бы собирались мертвецы. Если человек услышал шёпот позади себя и увидел следы на золе, то надо было бежать без оглядки, так как считалось, что в этот момент за ним стояли покойники.

Водяной

— Вода была важной частью жизни, поэтому с ней тоже существовали свои ритуалы и поверья, например, известный обычай, что после 2 августа нельзя купаться. Объясняется это реальной опасностью утонуть: вода становится холоднее, могут возникнуть судороги. Люди обходили стороной колодцы, где когда-то утонул или свёл счёты с жизнью человек, — уточняет Иван.

В воде тоже были свои духи, например, водяной. Внешне он представлялся как старик-утопленник, весь в водорослях, либо как чудовище с рогом и рыбьим хвостом. Для людей он считался врагом, часто заманивал и топил, переворачивал лодки. В некоторых районах среди рыбаков и мельников даже было принято не торопиться с помощью утопающим, по поверьям, так можно испортить отношения с водяным.

Леший

В лесу жил леший. Чаще всего его можно было встретить только летом. Он обитал под землёй, в корягах, в дуплах. Внешне мог выглядеть как обычный человек, но с перепутанными лаптями, кто-то его представлял получеловеком-полукозлом, другие видели его ходячим деревом с лицом. Чаще всего леший наказывал людей за плохое поведение в лесу. Он мог сделать так, что человек блуждал по лесу до полного истощения, красть детей, чтобы научить их колдовству. Поэтому, прежде чем зайти в лес, человек молился и просил разрешения в него войти. Если приходилось сжигать лес, то требовалось отдать лешему целую корову. Если собирали много ягод или была хорошая охота, то ему приносили хлеб, соль, яйцо.
Это основная нечисть, в которую верили наши предки.

Вероника ВЕРШИНИНА.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное