В ряде районов Ульяновской области планомерно идёт оптимизация сельских школ. Учителей и детей мало, поэтому содержать большое количество школ нерентабельно. Как это происходит, разбиралась «Молодёжка».
Родители против
В селе Карлинское Майнского района находится Карлинская средняя школа имени И.С. Полбина. Именно в ней учился Иван Семёнович Полбин — советский военачальник, гвардии генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Зданию школы более 120 лет, но оно находится в хорошем состоянии. Там даже полы, которые были уложены при строительстве, не скрипят.
Но в Майнском районе идёт оптимизация местных школ. Так, все начальные школы будут ликвидировать или присоединять к более крупным.
В этом году встал вопрос об оптимизации карлинской школы. Её хотят переместить в здание школы соседнего села — Степное Матюнино.
Но родители против этого. Они и обратились в редакцию «Молодёжки».
— В нашей школе учатся около 60 детей. Туда съезжаются дети с пяти местных сёл, а в Степном Матюнино учится 5-6 детей. Какой смысл? Я сама из другой деревни. Нам детей и туда, и туда везти одинаково. Но я за то, чтобы школу в Карлинском сохранили, — рассказывает жительница деревни Сухаревка Елена.
К тому же, школа в Карлинском оборудована по полной программе: есть новый компьютерный класс, кабинет для дистанционного обучения, кухня, библиотека. И всё теперь перевозить в другое место?
Директор школы Роман Горячев не комментирует ситуацию с переносом школы, пока не будет принято официальное решение. Его понять можно, ему ещё работать в районе. Однако он с глубокой любовью и уважением говорит про свою школу, сколько достойных людей она воспитала.
Заброшенные школы
Кстати, впоследствии здание школы в Карлинском планируют обустроить под клуб. А вот жители села Татарское Урайкино Старомайнского района поведали корреспонденту «Молодёжки» о том, что на протяжении семи лет борются за сохранность здания местной школы, которую закрыли. Когда-то там училось более 700 учащихся. Со временем их количество уменьшалось, и в итоге местная власть приняла решение перевести оставшихся детей из села и двух соседних населённых пунктов в другие школы, а трёхэтажное здание бросили.
До лета 2021 года часть помещений школы использовали под детский сад, в который приходило 15 детей, но и его расформировали. Сейчас часть здания отведена под местный фельдшерско-акушерский пункт. Оставшиеся жители трёх сёл, которые входят в Урайкинское сельское поселение, вышли с предложением организовать в здании бывшей школы дом престарелых.
А сколько ещё таких зданий в регионе пустует? Даже если и проводить оптимизацию, то нужно делать это с умом, чтобы здания бывших школ не превращались в притоны местных выпивох.
Вымирает деревня
Зачем вообще нужна оптимизация школ? По задумке она способствует экономии бюджетных средств. Меньше количество школ — меньше затрат, тем более когда в школе учится по 5-6 человек. То есть причина в демографическом кризисе. Но ведь иногда школа даже с десятью учениками держит деревню на плаву.
Практика показывает, что когда в деревне или селе закрывают школу, то населённый пункт начинает резко увядать. Например, неподалеку от Карлинского, в селе Березовка, в нулевых годах функционировала школа, в которой учились около десяти человек. Родители школьников не задумывались о том, чтобы куда-либо переезжать, а у пары местных жителей, которые закончили педуниверситет, была хоть и малооплачиваемая, но работа. После закрытия местные жители стали уезжать. А учителя, которые не смогли устроиться в школу в районном центре, пошли работать продавцами в магазины.
Что ещё примечательно: примерно 10-12 лет назад в Ульяновской области прошла массовая оптимизация школ, прежде всего в сёлах. Тогда власти постоянно отчитывались о своих действиях, предавали всё огласке. Чиновники старались прислушиваться к мнению людей. Сейчас же всё делают «втихую», никого не спрашивая, а то и вовсе запугивая людей.
Власть закрывается от народа и творит всё, что вздумает!
Антон БЕЛКА.