Россияне продолжают страдать от мошеннических действий неизвестных, которые представляются сотрудниками банков, служб безопасности, правоохранительных органов. В Сбербанке рассказали, как спасти деньги и персональные данные от лап мошенников.
Ежедневно на сайте УМВД России в регионах появляются сводки о совершённых преступлениях в финансовой сфере. Только 9 февраля Управление Министерства внутренних дел по Ульяновской области отчиталось о нескольких случаях мошенничества.
Двоим ульяновцам позвонили неизвестные и сообщили о несанкционированных операциях на счетах. Под предлогом пресечения противоправных действий они перечислили мошенникам более 1 миллиона 340 тысяч рублей. Причем один из пострадавших обналичил средства с принадлежащих ему двух кредитных карт, а вторая заявительница оформила кредиты в нескольких банках. По всем фактам возбуждены уголовные дела.
Интересные цифры
По данным МВД, которые приводит Сбербанк, только за 11 месяцев 2021 года в России мошенники украли более 45 млрд рублей. Это почти половина бюджета Ульяновской области за 2021 год (77,4 млрд рублей).
Более 3,7 млн обращений клиентов только одного банка совершено за прошлый год по фактам мошеннических звонков. Сбербанку при этом удалось спасти 100 млрд рублей, что уже выше регионального бюджета.
Эти фразы должны насторожить
Мошенники придумывают всё новые уловки, чтобы выманить деньги у доверчивых граждан. Они используют и слабости человеческой психологии, в том числе используя хорошо продуманные фразы.
«Я из следственного комитета…» Человек на другом конце провода рассказывает, что некто пришёл в банк с доверенностью от вашего имени. Он уточняет, оформляли ли вы документ. Вы, конечно, отвечаете «нет». Тогда «сотрудник» просит продиктовать ваши персональные данные, чтобы проверить информацию. Да, он не выведывает код из СМС и не просит цифры с оборота карты. Но это лишь часть большого сценария — у мошенников много схем, как использовать ваши персональные данные и выманить деньги.
Помните, что все вопросы следователи задают в зданиях следственного комитета, а не по телефону.
«Давайте привяжем QR-код к Госуслугам». Мошенники предлагают привязать цифровой сертификат о вакцинации к аккаунту на Госуслугах. Для этого нужно сообщить код из СМС, который якобы подтверждает, что профиль и QR-код принадлежат одному человеку.
На самом деле, он нужен, чтобы войти в ваш аккаунт на Госуслугах, где хранится информация о документах. Получив её, мошенники могут совершать операции от вашего имени или использовать персональные данные в других целях.
Помните, что QR-код появляется в подтверждённой учётной записи автоматически, сотрудники Госуслуг никому не звонят.
«Купите билеты на концерт». Мошенники рассылают в социальных сетях и по электронной почте поддельные объявления о продаже билетов на концерты или спектакли. Вы переходите по ссылке и заполняете на сайте форму: выглядит она стандартно, но только деньги уходят мошенникам.
Не переходите по ссылкам от неизвестных контактов, проверяйте адрес сайта, прежде чем вводить данные, пользуйтесь только известными официальными ресурсами для покупки билетов. Чтобы защитить себя от крупных потерь, можно установить лимит на траты по картам для онлайн-шопинга или завести отдельную карту для этих целей.
Популярные сценарии прошлого года
«Я из ФСБ, ваш менеджер — мошенник». «Представитель ведомства» сообщает, что менеджера с доступом к вашим данным подозревают в мошенничестве. Иногда злоумышленники даже называют имя сотрудника банка, так как информацию о нём можно найти в свободном доступе. Чтобы помочь следствию и защитить деньги, вас просят перевести их на специальный счёт. Не нужно этого делать, помните, что самый безопасный счёт — ваш.
«Продиктуйте код из СМС». Сотрудники банка или других ведомств никогда не запрашивают код из СМС. Обратите внимание на сообщение, которое приходит с кодом: «Не сообщайте код никому». Это лучшая рекомендация — иначе мошенники получат доступ к счетам.
«На вас оформили кредит». После того, как вы сообщите, что никакого кредита не оформляли, вам предложат отменить заявку — нужно только продиктовать персональные данные. Если это сделать, мошенники смогут открыть настоящий кредит и воспользоваться деньгами.
«Загрузите приложение». «Техподдержка» банка просит установить специальную программу, чтобы защитить ваши сбережения от мошенников. Программы тоже умеют красть деньги, не устанавливайте ничего по чужой инструкции.
Меры предосторожности
Всегда проверяйте информацию. Чтобы убедиться, что с вами разговаривает реальный представитель следственного комитета, прокуратуры или Министерства внутренних дел, запишите данные сотрудника и позвоните в ведомство по номеру, указанному на официальном сайте.
Будьте бдительны, мошенники могут имитировать номер ведомства, поэтому всегда звоните сами, чтобы проверить информацию о представителе.
Никогда и никому не называйте номера карт, логин от СберБанк Онлайн, коды CVV/CVC с обратной стороны карт, коды из СМС.
Работники банка никогда не запрашивают подобную информацию.
Если звонок показался вам подозрительным, кладите трубку и перезвоните вашему персональному менеджеру или по номеру 900.
Вам помогут разобраться в ситуации и минимизировать ущерб, если вы всё же успели сообщить мошенникам какую-то персональную информацию.