Site icon Новости Ульяновска. Смотреть онлайн

Зимой жили со скотиной и больше спали

В XVIIIXIX веках зимой жизнь в деревнях в Симбирской губернии была  очень скудной и практически безрадостной. Люди питались только хлебом, имели одни валенки на семью, держали скот прямо в избах и считали квашеную капусту деликатесом.

Драгоценное тепло

В XVIII веке и в начале XIX века люди ориентировались на световой день и вставали утром с петухами. В зимнее время полевых работ не было, и быт крестьян становился более спокойным. Из обязанностей оставался только уход за скотом. Зимние месяцы были для крестьян периодом спячки и вынужденного безделья. Главной задачей считалось выжить в условиях постоянного холода и голода.

Одной из главных проблем было отопление жилья. Отчасти именно поэтому люди жили очень скученно. Часто в одном доме обитали сразу несколько поколений одной семьи, и спали они все чуть ли не вповалку в общей зале — это позволяло экономить дрова и растянуть их на всю зиму. Дрова стоили денег, и не все могли запасать их в большом количестве. Леса уже тогда стали собственностью помещиков, и просто так рубить там деревья было нельзя. Приходилось давать деньги помещику. В противном случае был риск угодить в тюрьму.

Люди мёрзли так сильно, что даже брали в свои дома скотину. С одной стороны, это помогало животным не околеть на улице, а с другой, те же телята, коза или свинья также отдавали своё тепло и помогали обогревать помещение.

— Чаще всего крестьяне по тем временам имели лошадь (основной «транспорт» и рабочая сила) и корову, которая давала молоко, кур держали, — рассказывает ульяновский краевед Иван Сивопляс. — Вместо коровы могла быть свинья или коза. Скотины тогда у людей было мало. Большую часть времени они работали на барина, и у них не оставалось времени для содержания своего большого хозяйства. Да и денег на живность тоже не было. Жили крестьяне очень бедно.

Святки

Проблема отопления жилья повлияла и на святочные традиции. Если горожане во время между Рождеством и Крещением ходили друг к другу в гости, то в сёлах это было не принято. Люди старались лишний раз не открывать двери избы, так как это приводило к потере тепла, поэтому навещали друг друга только в случае крайней необходимости.

Святки были единственным временем, когда сельские жители «выходили из своего анабиоза» и развлекались — гадали, устраивали зимние забавы с катанием с горки, играли в снежки и так далее.

Это во многом делалось для того, чтобы люди немного «очнулись» и не сошли с ума от затворнической жизни.

— В начале октября заканчивались полевые работы, и крестьяне оседали в своих избах, покидая их только по крайней необходимости, — продолжает Иван Сивопляс. – Поэтому на святочную неделю люди старались больше общаться, им надо было встряхнуться от трёх и более месяцев затворнической жизни. Святочные дни в деревнях проходили очень весело. Люди порой тратили последние деньги на развлечения и угощения.

Девушки собирались на посиделки-девичники. При этом каждая из них должна была прийти на встречу со своим поленом, чтобы поддерживать тепло в помещении, где они все находились. На таких мероприятиях барышни проводили время с пользой: шили или штопали одежду. Праздность в те времена была не в почёте, и люди почти всё время старались заняться полезными делами. Что касается гаданий, то, как правило, барышни гадали не на девичниках, а вечером, дома в кругу своей семьи.

Когда святки заканчивались, люди больше не предавались зимним забавам. Не было принято собираться толпой и пойти кататься на санках с горы или устроить битву снежками. Крестьяне вновь оседали по своим избам и покидали их лишь в случае крайней нужды.

Зимняя вахта

Если женщины в холодное время года в сёлах основное время проводили за рукоделием, то мужчины старались уехать на заработки, например, в тот же Симбирск или другие крупные населённые пункты. Сельские жители работали в городах преимущественно дворниками, чистили снег.

Именно зима считалось наиболее подходящим временем для перевозки грузов на дальние расстояния. Летом колёса телег часто увязали в грязи, а по снегу было проще ездить на большие расстояния на санях. Поэтому мужчины часто отправлялись в дальнюю дорогу, например, перевозили товары.

Если же представители сильного пола никуда не уезжали, то они использовали дни вынужденного затворничества для занятий так называемыми народными промыслами: делали ложки, лапти, плели корзины, сколачивали табуретки и так далее. Люди старались находить себе различные занятия.

Нередко случалось и так, что крестьяне зимой из-за голода и холода были вынуждены экономить свои силы и почти всё время спать. В этом случае вся семья практически целые дни проводила лёжа.

Хлеб и квас

Вопреки расхожему мнению, зимой в сёлах пили очень мало спиртного. Крестьяне могли «опрокинуть стопочку» только по большим церковным праздникам или на поминках. Употребляли преимущественно водку, которую называли в то время хлебным вином. Если же кто-то из селян увлекался спиртным, то он становился жертвой всеобщего порицания и осуждения. Тогда люди были крайне нетерпимы к пьяницам.

Основным продуктом питания считался хлеб. Пили в основном напитки, сделанные из того же зерна или уже выпеченных булок, например, квас или тюрю (смесь хлеба и воды). Чай тогда был очень дорогим, и его могли себе позволить только богатые люди.

— Если мы посмотрим в исторические документы, то увидим, что, например, дать на водку — это вручить человеку десять копеек, а дать на чай — это отдать десять рублей, — объясняет Сивопляс. – Чай тогда считался серьёзным, дорогим подарком. Им он был не по карману.

В то время домашние соленья и квашенья на зиму не запасали. Это также было слишком дорого. Ведь для того, чтобы их приготовить, требовалась соль, она стоила дорого. Поэтому капусты и огурцов квасили мало.

Что касается запасов овощей, то их люди делали редко. Тогда не существовало водопроводов, и если река находилась далеко от дома, то после целого дня работы в поле крестьяне не были готовы таскать по двадцать вёдер воды каждый вечер, чтобы полить грядки. Работа на полях выдавалась настолько тяжёлой, что к вечеру сельчане еле стояли на ногах.

Поэтому крестьяне держали небольшие огороды, и на них росло немного овощей, которые съедались сразу, по мере созревания.

Варенье в те годы также считалось роскошью. Готовили его на меду и тоже в небольших количествах. Это могли себе позволить лишь очень состоятельные крестьяне. Варенье на сахаре из-за его дороговизны было доступно только помещикам и богатым купцам.

Дежурные валенки

Проблемы зимой существовали и с одеждой: нередко в семье был один комплект на всех. Носили зимой чаще всего валенки и шубу или тулуп.

— Люди надевали тёплые вещи по очереди, — комментирует краевед. –  Например, жена сходила за водой, вернулась, муж оделся, поехал по делам. Также все по очереди надевали эти «дежурные» вещи, чтобы добежать до туалета, расположенного во дворе.

В принципе, им хватало одного комплекта тёплой одежды на семью.

Копали ломом

Большой проблемой зимой становилась смерть одного из членов семьи.

— Копать промёрзшую землю было сложно, — говорит наш собеседник. – Часто яму не выкапывали, а выбивали и выдалбливали ломами или жгли на этом участке костры, чтобы сделать почву менее твёрдой. В северных регионах в XVIII веке, например, и вовсе оставляли тела покойных непогребенными до наступления весны.

В Симбирской губернии такое не практиковалось. Людей хоронили зимой, но ямы копали неглубокие — чуть более метра, нежели в летнее время года.

Грели в печи

Больше всего зимой сельские жители боялись простудиться. В то время даже самое простое острое респираторное заболевание (ОРЗ) могло стать смертным приговором. Медицина была практически на нуле. Услуги врачей не доступны для простых крестьян. Хорошо если в селе были знахарка или лекарь. Простудные заболевания в тот период лечили преимущественно народными средствами.

— Один из французских военнопленных писал в своих воспоминаниях, как в Симбирской губернии его, когда он был очень простужен и находился в крайне плохом состоянии, отогревали в печи, — приводит пример Иван Сивопляс. – Мужчину раздели, положили на носилки и засунули в печь на некоторое время. Для него это было очень дико и страшно, ведь он не понимал ни слова по-русски и не сразу сообразил, что с ним делают, сильно испугался. А его таким образом как следует прогрели.

Люди использовали для лечения различные травы и ягоды, но чаще всего просто полагались на авось: организм человека либо справлялся с болезнью, либо нет. Многим не удавалось победить недуг, и смертность в XVIII веке была очень высокой.

— Зима в те времена являлась для сельского населения серьёзным испытанием, — подытоживает краевед. – Поэтому всё существование крестьянина в холодное время года было построено так, чтобы как можно меньше выходить на улицу и максимально экономить силы. Каждую весну люди встречали с огромной радостью. Да, их ждал изнурительный труд от рассвета до заката, но они хотя бы не рисковали остаться голодными в нетопленой избе и замёрзнуть.

Ермил ЗАДОРИН, Валерия КАЗАКОВА.

Exit mobile version