В канун Дня учителя «Молодёжка» встретилась с Людмилой Есиной, учительницей русского языка и литературы Загоскинской общеобразовательной школы имени Зимина (Майнский район) и поговорила о работе сельского учителя и нынешних школьниках.
— В чём главное отличие работы учителя на селе и в городе?
— Школа в селе – это, как правило, маленькая школа. Дети хорошо знают друг друга. Учитель прекрасно знает своих детей и их родителей.
— Сколько детей раньше училось в школе и сколько сейчас?
— Я начинала работу в Сосновской школе. Она была маленькой, сейчас закрыта. Детки из этого посёлка обучаются в других школах, в том числе и в нашей. Раньше было больше ребят, в классе — по 20 человек. Сейчас есть классы, где всего шесть человек.
— Чем городские школьники отличаются от сельских?
— У городских детей больше социальных контактов, они чаще сталкиваются с незнакомыми ровесниками. Мы завидуем городским школьникам, потому что они в любой момент могут сходить в театр или музей. Для нас это сложнее. Однако наши дети добрее, проще в общении, и с ними легче найти контакт. Если класс небольшой, то во время урока каждому ребёнку уделяется больше времени, его часто спрашивают. Правда, им тяжелее, потому что отсидеться уже не получится.
— Произошли ли перемены в учениках?
— Сейчас ученики любят гаджеты. Когда я начинала работать, говорила, что нельзя долго смотреть телевизор, нужно больше читать. Сейчас дети совсем не смотрят телевизор, проводят время в телефонах, даже не в компьютерах. Читать стали меньше. Я как учитель русского и литературы страдаю от этого и пытаюсь объяснить, почему читать полезнее, чем провести время в «ТикТоке» или в «ВКонтакте». В литературе собрана мудрость поколений, это жемчужины, которые авторы пытаются донести до нас. Я всегда говорю ученикам, что мы читаем произведения, созданные много веков назад, но для нас они интересны, потому что там вечные проблемы. А то, что их интересует сейчас, – быстро гаснущая вспышка. Нужно душу обогащать хорошим, а не тем, что можно посмотреть, посмеяться, а через несколько минут забыть об этом.
— Боретесь ли с гаджетами на уроках?
— Это редкость. Если получается так, что ребёнок заглядывает в телефон, мы стараемся ему сказать, что на уроке он должен учиться.
— Раньше на переменах дети бегали, играли, а что сейчас?
— Больше сидят в телефонах. У них там вторая жизнь. Может быть, это веяние нового, и не стоит на корню рубить. У нас у самих электронная почта, мессенджеры, онлайн-курсы. Дети должны это знать.
— Гаджеты не мешают социализации детей?
— Такая проблема есть. Дети порой не умеют общаться между собой в реальной жизни, завести новое знакомство, о чём-то поговорить, выразить свои мысли.
— Современные шпаргалки изменились?
— Как раньше шпаргалки уже не делают. Если пытаются списать, то с телефона. В какой-то степени это хуже, потому что, делая шпаргалку, ты часть материала запоминаешь, умеешь сделать его короче, понятнее для себя.
— Насколько адаптированы современные выпускники к реальной жизни, если сравнивать с выпускниками 80-х, 90-х годов?
— Родители, школа, государство чрезмерно опекают детей. Мы переживаем, как и во что они играют. Раньше выходили на улицу и просто играли. Сейчас они не умеют это делать самостоятельно, им нужны родители или другие взрослые.
Школьники не умеют обслуживать себя на достаточном уровне. Мы общаемся с ребятами, они говорят, что не умеют готовить. «Я не выхожу в огород, мама меня не заставляет ничего делать». Это, конечно, не очень хорошо. Нужно детей приучать к труду.
— Как воспитывали Ваше поколение?
— У нас были домашние обязанности: вымыть пол, помыть посуду. Моя мама этим практически не занималась. Мы с сестрой распределяли, чья очередь убираться. Также помогали по хозяйству: заготавливали сено, корма, помогали в огороде. Когда я уехала из семьи учиться, мне было легко, так как я умела делать практически всё.
— Раньше в школе были дежурства? Как сейчас?
— Да, мы сами мыли пол в классах, убирались. Даже был предмет – общественно полезный труд. Мы убирались во всей школе: мыли окна, стены и так далее. Сейчас дежурство детей заключается в том, что они моют доску, убирают за собой, вытирают пыль. Также у нас осталась работа на пришкольном участке, где дети выращивают цветы и овощи. У нас богатый урожай моркови, капусты, свёклы.
— С какими сложностями сталкивается современный учитель?
— Всё чаще детям не хватает мотивации, они спрашивают: «Зачем мне нужно учиться в школе? Как это пригодится в жизни?». Я объясняю, что любое знание всегда найдёт применение в жизни, пусть через 15-30 лет. Тогда вы будете испытывать удовлетворение, что знаете и умеете.
— В селе все друг друга знают. Накладывает ли это какой-то отпечаток?
— Не могу вспомнить автора строк: «В селе ты не просто порядочный житель, / У всех на виду твоё имя – Учитель!». Действительно так. Профессия накладывает отпечаток, например, ведение тех же соцсетей. Я не выкладываю личные семейные фотографии, если они есть, то очень скромные. Учитель – такой же человек, у него есть радости и горести, но всё же стараюсь личную жизнь притушевывать.
Наталья КОРОЛЕВА