По данным сайта SuperJob, 68% опрошенных россиян выступают за отмену Единого государственного экзамена. По результатам опроса ВЦИОМ, на которые ссылаются наши коллеги, 73% опрошенных жителей России хотят отменить ЕГЭ для тех, кто не поступает в вуз, а 19% категорически против такого типа экзамена. Внимание, вопрос: а нужен ли тогда вообще ЕГЭ? Специально для портала Misanec.ru ответили эксперты в сфере образования.
Нужен ли ЕГЭ и надо ли вернуть в школы обычные экзамены?
Большинство опрошенных россиян считает, что ЕГЭ надо отменить. Три эксперта в сфере образования помогли порталу разобраться, нужно ли снова вернуть в школы классические экзамены по билетам.
Как отмечает преподаватель истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок» Владислав Рычков, ЕГЭ возник не просто так. До введения ЕГЭ выпускники в сжатые сроки по билетам сдавали семь выпускных экзаменов в школе. При поступлении в вуз ученик сдавал от двух до пяти вступительных испытаний. Школьник при этом должен был знать предметы на зубок. «Нередко учащиеся и их родители пытались найти нелегальные способы поступления в выбранное заведение», – подчеркнул Рычков. По мнению эксперта, ЕГЭ упростил поступление на «вышку» и избавил образовательную систему от пороков классических экзаменов. Например, исключил взяточничество.
Учитель и эксперт ОГЭ и ЕГЭ Вячеслав Смольняков рассказал, что Единый государственный экзамен одновременно выполняет роль выпускного школьного и вступительного вузовского экзамена. ЕГЭ – это независимая оценка знаний, на которую не влияет ни школа, ни вуз. «Я считаю, что ЕГЭ как формат аттестации необходим и обоснован» – сказал Смольняков.
По мнению учителя высшей квалификационной категории, возвращать классические экзамены не стоит по многим причинам. Одна из них – вероятная необъективность. В теории, учителя на местах склонны субъективно оценивать знания школьников. За примером ходить далеко не нужно: недавно студенту Уральского политехнического колледжа снизили оценку за защиту дипломной работы из-за зелёного цвета волос.
Николай Ягодкин, основатель Центра образовательных технологий Advance, автор книги «Энциклопедия детской мотивации» солидарен с другими спикерами – ЕГЭ нужен. «К нему есть претензии, но это повод его доработать, а не отменить. ЕГЭ решает, как задачу сравнения качества образования в разных школах, так и борьбы с коррупцией в вузах при поступлении» – считает эксперт.
Плюсы и минусы
Обычных экзаменов
Историк Владислав Рычков отметил, что плюсы классических экзаменов: ученики готовятся основательнее; учителя оценивают знания более творчески; меньшая степень формализации и стандартизации. Но есть и минусы: учителя могут придираться, склонны к субъективизму; ученики испытывают высокий уровень стресса; невозможно сдать экзамены по нескольким направлениям или в несколько заведений по одному направлению.
Учитель Вячеслав Смольняков выделяет такие плюсы классических экзаменов: проверки знаний в разных частях курса путём устной беседы глубже, чем на ЕГЭ; более спокойная для выпускников обстановка на экзамене; возможность проведения творческих испытаний. Однако среди минусов: нужно сдавать экзамен в каждый вуз; результаты такого экзамена не сохраняются(в отличие от ЕГЭ); примерный набор заданий и структура экзамена закрыта; субъективность оценивания.
Основатель центра образовательных технологий Николай Ягодкин выделяет один плюс: школа может сама разработать свою систему оценки, учитывая именно то, что она считает важным. Минусы: меньшая объективность; невозможность сравнивать выпускников разных школ как для целей оценки качества образования, так и для целей отбора на поступление в вуз; неизбежен рост коррупции при поступлении в вузы.
ЕГЭ
Владислав Рычков перечислил плюсы и минусы ЕГЭ на примере экзамена по истории.
Плюсы:
+ Меньше экзаменов на пути к среднему или высшему образованию;
+ Результаты экзамена – сразу в несколько учебных заведений;
+ Сглаживание социального неравенства(школьник из Якутии мог подать документы в МГУ);
+ Стандартизированные материалы и процедуры оценивания;
+ Сокращение «нелегальных» методов поступления;
+ Систематизация знаний.
Минусы:
– Перенасыщенность информацией;
– Мелочность в оценке творческих заданий;
– Формализм;
– Наличие сомнительных формулировок;
– Слабая связь между структурой экзамена и школьной программой;
– Уровень сложности одних и тех же типов заданий в каждом регионе свой;
– За все эти годы профессиональное историческое сообщество ни разу не получило возможности ознакомиться ни с регламентом апробаций, ни с методикой, ни с результатами работы разработчиков ЕГЭ по истории.
– Максимально закрытая, противоречивая (на практике) и непрозрачная процедура апелляции лишает учеников из разных регионов возможности добиться одинаковых вердиктов за идентичные ответы.
Вячеслав Смольняков присоединился и озвучил свои плюсы и минусы ЕГЭ:
Плюсы:
+ Не нужно сдавать экзамен в каждый вуз;
+ Результаты ЕГЭ действуют четыре года;
+ Примерный набор заданий и структура экзамена открыта и публична;
+ Отсутствует необъективность, для заданий с развёрнутым ответом существует механизм апелляции.
Минусы:
– Невозможность глубоко проверить знания путём устной беседы;
– Неспокойная для выпускников обстановка на экзамене;
– Невозможность проведения творческих испытаний.
По мнению Николая Ягодкина, эксперта в области ускоренного обучения, усвоения иностранных языков, развития памяти и внимания:
Плюсы:
+ Все выпускники оцениваются по одной шкале;
+ Можно сравнивать как выпускников и школы, так и регионы в целом;
+ Существенно снизилась коррупционная составляющая, хотя по-прежнему местами возникают скандальные истории;
+ ЕГЭ (в первую очередь благодаря своему имиджу) является сильным инициализирующим испытанием, позволяющим психологически повысить свою самооценку от его прохождения.
Минусы:
– Автоматическая проверка требует стандартизации заданий и ответов, а перевод контрольно-измерительных материалов в тестовый формат часто негативно сказывается на качестве образования;
– Школьные педагоги вместо фокуса на знаниях по предмету фокусируются на натаскивании на прохождении ЕГЭ;
– Школьники имеют чрезмерно большой стресс из-за страха перед ЕГЭ.
Чем можно заменить ЕГЭ? Нужно ли?
Владислав Рычков уверен, что ЕГЭ заменять не нужно. Это социально значимый, но недоработанный тип проверки знаний учеников – над ЕГЭ нужно поработать, и тогда он станет хорошим промежуточным тестом перед вузом. Главный недостаток – отсутствие связи между разработчиками экзамена и профессиональным педагогическим сообществом.
Вячеслав Смольняков поделился, что в 2021 году ЕГЭ по информатике перешло в компьютерный формат. «Думаю, что содержание экзамена может меняться, так же как и его формат, но те преимущества, которые дал ЕГЭ должны оставаться», – добавил учитель. Он также отметил, что в России пока ещё есть путь «обхода» ЕГЭ: «школа-колледж-вуз». Но подчеркнул, что зачастую «поступить можно только в тот вуз, с которым у колледжа заключен договор».
Николай Ягодкин, основатель Центра образовательных технологий, пошёл вразрез с предыдущими спикерами. Он допустил отмену ЕГЭ, но в пользу другого формата.
– Есть интересная схема, когда в вуз принимают всех, но на второй семестр или второй год переводят лишь тех, кто успешно сдал все предметы. В этом случае отбор происходит естественным путем и никаких экзаменов после школы вообще не требуется. Вполне вероятно, что и наше образование придет к этому, с учетом того что онлайн образование делает процесс обучение намного менее затратным.
В заключение
Единый государственный экзамен – не самое страшное, что ждёт россиянина на жизненном пути. Вячеслав Смольняков в заключение произнёс слова школьникам от организаторов перед экзаменом: «ЕГЭ – лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать экзамен».
– По сути, если помнить о том, что ЕГЭ по выбору предусматривает углублённое изучение предметов, то эти слова действительно отражают реальность. В жизни выпускников будет много испытаний, и ЕГЭ – далеко не самое сложное из них. В то же время, подготовка и сдача ЕГЭ – это хорошая тренировка разума, силы воли и характера выпускника, – дополнил Смольняков.