Просмотры3385Комментарии0

Там загорается теплый огонь

Арский храмовый комплекс известен далеко за пределами Ульяновской области. Храм Богоявления Господня — один из самых древних в регионе. На каждый церковный праздник сюда съезжается множество паломников. Особенно много здесь людей на Пасху.

Не бьют молнии

Арское образовано в 1649 году. Село появилось, когда в пригород Симбирска прислали 20 казаков из-под Казани, из села Арское (ныне город Арск). Они и стали основателями села, которое назвали в честь родного Арского.

В то время основание любого более-менее крупного населённого пункта начиналось со строительства храма, который возводили всем миром.

Кирпича в этих краях не было, и изначально церковь должны были сделать деревянной. Но когда в 1647 году начали строить Арское, царь узнал, что в данном месте располагается аномальная зона, сюда никогда не ударяют молнии. Было принято решение именно тут организовать подземные пороховые склады русской армии. Погреба для пороха строили недалеко от Арского, там же был образован посёлок, сейчас он называется Погребы.

Склады возводили из  кирпичей, которые делали в Алатыре. Часть этого камня была отдана на строительство храма.

«Свадебная хитрость»  

В 1777 году храм был перестроен. Если раньше церковь и колокольня стояли отдельно, то тогда их соединили в одно здание. Работы спонсировал симбирский богач Пустынников. Он просил императрицу Екатерину II выдать трёх его дочерей замуж за видных столичных чиновников. Та в ответ сказала, что если он совершит подвиг, то пусть после этого присылает дочерей к ней в Санкт-Петербург. Он пообещал ей в кратчайшие сроки возвести храм.

Строить церковь хитрый гражданин не стал, просто переделал арский храм,  предварительно договорившись с местным батюшкой, что тот подтвердит, что церковь строил Пустынников. Он же и уничтожил почти все документы, чтобы скрыть аферу. Императрица, кстати, слово сдержала и удачно пристроила дочек Пустынникова.

Братство Харалампия

Священники Богоявленского храма всегда уделяли большое внимание благотворительности. В храме кормили голодных, давали одежду.

В начале XX века средства были ограничены, а количество нуждающихся велико. Тогда священник стал просить помощи у состоятельных людей и собрал при храме группу меценатов, готовых помогать нуждающимся. Местный настоятель поехал к епископу с просьбой благословить его на создание церковной общины. Так при храме открылось братство, названное в честь священномученика Харалампия, входил в него и ныне прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский.

После революции работа храма, как и многих церквей, была приостановлена. Нескольких священников расстреляли. Последним настоятелем церкви в советский период был Пётр Малашкин.

В Симбирске после установления советской власти ко дню рождения Ленина решили сделать ему подарок — все храмы позакрывать и последнего попа расстрелять. Так и поступили. В округе сохранилось только три или четыре действующих церкви, одной из них был Богоявленский храм в Арском. Спасло территориальное отдаление от губернского города.

Власти, узнав о том, что храм работает, начали активно давить на местного священника. Ему предложили организовать православно-пролетарскую церковь. Выглядеть это должно было как собрание профкома: прихожане и президиум из местных активистов сначала голосуют за проведение, например, литургии, а затем один из них проводит службу, как может. Малашкин сначала согласился на это.

— Спустя пару лет он отказался от этой раскольнической церкви и стал служить службы по православным канонам, — рассказывает настоятель Богоявленского храма, отец Алексей. — На первый взгляд, согласившись сотрудничать с советской властью, он вроде неправильно поступил, но за счёт этого поступка он сохранил храм и здесь шли службы. Закрыли храм в Арском только после смерти Петра Малашкина, в 1933 году. Он умер от естественных причин. После закрытия церкви помещения храма стали использовать под склады, мастерские.

Отец Алексей

Реставрация храма

В 1990-х годах храм передают в собственность епархии.

— Я в те годы не служил и был архитектором, — вспоминает отец Алексей. — Впервые придя сюда в качестве специалиста по реставрации, я увидел трещину, которая образовалась из-за перестройки храма по инициативе господина Пустынникова. На тот момент трещину можно было заделать, а восстановление самого храма заняло бы три-четыре месяца.

За 90-е годы храм сменил нескольких настоятелей.

— Я, когда стал священником и был направлен сюда, был в шоке, — продолжает настоятель. — Здание было разрушено, грозило обрушиться. Говорят, что даже людей нанимали с кувалдами, которые разбивали алтарь, окна, кирпичный свод. Более того, специально от дороги к основанию колокольни прокопали траншею, чтобы вода её подмывала. Храм не падал, а священник добивался того, чтобы храм упал и его перевели отсюда. Здесь тогда не было ни дохода, ни прихода.

Тогда даже креста на колокольне не было. И что интересно, одна из женщин, бывшая помощницей священника, как-то призналась, что по юности именно она  сдала крест в металлолом.

Восстановление храма было долгим и тяжёлым.

— Планировалось, что «государство» у меня будет самое правильное, самое хорошее, самое чистое… — говорит отец Алексей. — Со временем возникла идея создание на базе Богоявленского храма «Центра духовной культуры» с девизом «Возродим Русь святую». Меня в своё время учили, что если задача кажется невыполнимой, то надо поставить себе сверхзадачу, гораздо более сложную, и начать над ней работать. Вот и я так, не имея тогда средств на реставрацию храма, задумал создать тут целый комплекс.

Восстановление церкви заняло не один год. Интересно, что в процессе реставрации здания крест главного купола стал самопроизвольно выпрямляться, а на стенах начали проявляться старые фрески.

Церковный приход сделал мост через местную речку, чтобы облегчить доступ прихожан к храму.

Храм Ксении Блаженной

Рядом с Богоявленским храмом был возведён храм Блаженной Ксении Петербургской. Здание построено за год по проекту отца Алексея. Церковь была освящена в 2003 году.

Под алтарём храма расположен единственный в Ульяновской области баптистерий. Это крестильня с особой купелью, позволяющей крестить как взрослых, так и детей с полным погружением.

При возведении фундамента на месте работ обнаружили семь родников, которые при строительстве храма соединили воедино. У родника устроены две купели: одна для купания, вторая для набора питьевой воды.

Известно о 250 случаях рождения детей у бесплодных женщин, моливших святую Ксению подарить им радость материнства. Мальчиков родители называют по-разному, а вот девочек в таких случаях часто нарекают Ксениями.

Теплый огонь

Одной из наиболее почитаемых святынь прихода арских храмов является старинная икона святого Харалампия, которая хранилась в церкви ещё до революции, с 1906 года. Икона оберегает Арское и тех, кто просит святого о помощи и защите.

— Мне запомнилась история одной из прихожанок, которая просила о поступлении в институт. На экзамене, когда вытянула билет, двадцать минут просидела, не зная ответа, — вспоминает отец Алексей. — Потом глаза закрыла, а перед ней учебник раскрытый, нащупала ручку и переписала текст. Ответила на отлично и поступила.

Периодически случается такое, что в Богоявленском храме сами собой зажигаются свечи или лампады.

— Бывает, что ко мне за благословением приходят участники арских гонок, — поясняет отец Алексей. — Те, кого благословлял, все первые места занимали. А однажды приехал спортсмен-автогонщик из Питера. Он попросил благословения и сказал, что, если победит, подарит храму «УАЗик». Гонку он выиграл и после неё попросился переночевать. Остался в келье, и его лампадка вечером зажглась сама по себе. Он был в шоке, закричал, всех разбудил. Он наутро даже призовой кубок нам оставил. И ещё «УАЗик» подарил.

Рассказал отец Алексей и о случае, когда при большом количестве свидетелей, во время службы, заговорила глухонемая девочка из Самары. Сейчас она уже подросток, чувствует себя отлично и даже поёт в церковном хоре.

Одно из наиболее необычных чудес произошло в арском храме на Пасху в 2004 году.

— Здание тогда ещё в строительных лесах стояло, — уточняет настоятель. — Когда я во время праздничной службы вышел с первым песнопением, люди зажигали свечи от лампадок и соседних свечей. И этот огонь первые 10-15 минут не обжигал, его даже к лицу и волосам подносили. Потом он стал горячим. И такое у нас случается каждый год. И если на службе в 2004 году огнём делились примерно 25 человек, то потом и по 200 человек приезжали. Очевидцы начали снимать видео. Были обвинения, что мы якобы химию какую-то в свечи добавляем. Комиссию к нам специальную присылали, но специалисты не выявили никаких нарушений. Обычные свечи. Мы каждый год надеемся, что на Пасху вновь свершится чудо тёплого огня!

Раиса БОГАТЫРЕВА.

 

 

 

Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное