Наши предки, жившие в Симбирской губернии, относились к людям с паранормальными способностями куда менее толерантно и лояльно, нежели мы. Позиция людей была двоякой: с одной стороны, они активно пользовались услугами ведьм или колдунов, а с другой – стоило в селе произойти беде, как именно мага обвиняли в случившемся, якобы он навёл порчу. После этого его изгоняли из деревни.
Под одну гребенку
В Симбирской губернии в XVIII веке понятия «ведьма» и «колдун» были универсальными. Так называли людей, обладающих некими тайными знаниями и уникальными возможностями, тех, кто мог предсказывать будущее, искать украденное, приманить удачу, знал, какие растения надо принимать при той или иной болезни.
Более того, нередко репутация мага закреплялась за человеком только из-за его нестандартной внешности. Порой за ведьму могли принять женщину с разным цветом глаз, огненно-рыжими волосами либо даму, которая, несмотря на возраст, очень молодо выглядит. Часто подозревали и тех, кто, например, имел горб, ноги разной длины или иные физические недостатки. Могли счесть колдуном и излишне высокого или низкого человека.
Порой это имело под собой и практическое обоснование. В XVIII веке нередко именно люди с физическими изъянами и с ограниченными возможностями начинали заниматься траволечением. Для них это была единственная возможность прокормиться, так как они физически не могли выполнять крестьянский труд.
— Что интересно, в Симбирской губернии сильно разнилось отношение к ведьмам и колдунам. Мужиков побаивались больше, — рассказывает краевед Иван Сивопляс. – Так, например, в ситуациях, когда народ ополчался против людей с паранормальными способностями, колдуна зачастую всё же не трогали, и ему просто грозили, а вот ведьму могли убить.
При этом человека, уличённого в колдовстве, могли ждать и другие неприятности. По законодательству Российской империи, за занятия колдовством могли осудить и даже приговорить к смертной казни.
Принято считать, что ведьмы и колдуны всегда жили на окраинах сёл.
— Данное мнение утвердилось из-за того, что в XVIII веке была определённая категория людей, которым приписывали связь с нечистой силой, — продолжает Иван Сивопляс. — Это зачастую были мельники и кузнецы. Вот они как раз-таки всегда жили на выселках. Но поступали они так из практических, а не мистических соображений.
Кузницы в деревне не ставили, потому что тогда люди панически боялись пожаров и такие пожароопасные объекты размещали вдали от человеческого жилья. А мельники зачастую селились на реке, что также делалось по практическим соображениям. Оттого и повелось суеверие, что колдуны на Руси жили за сельской оградой.
Травников берегли
Немногим лучше в Симбирской губернии относились к людям, которые занимались траволечением. Они тоже считались колдунами, но на них практически никогда не доносили властям. Причина такой лояльности заключается в практичности наших предков. Из-за недостатка врачей в то время люди нуждались в помощи подобных специалистов.
— С одной стороны, в XVIII веке человек, чтобы оказывать подобные услуги, должен был иметь определённую санкцию от государства, — говорит краевед. — Но, как правило, на деятельность колдунов-травников закрывали глаза. Преследования таких специалистов начинались, только если на них поступал официальный донос. Однако такие ситуации были крайне редки. И если кто и доносил на колдуна-лекаря, то зачастую из желания свести личные счёты.
Рассердил жену
В 1733 году в Симбирске был сожжён колдун Яков Яров. Смертная казнь в России была запрещена лишь в середине XVIII века, а до этого времени преступников могли и казнить, и пытать.
На Ярова поступил донос с сообщением о занятии им колдовством. И власти были обязаны его арестовать и начать расследование.
Интересно, что донос в органы направила супруга колдуна из-за бытового конфликта. Юную девушку выдали за зрелого мужчину против её воли. Отношения в семье не сложились. И молодая жена, видимо, нашла способ избавиться от опостылевшего ей старого супруга и отомстить ему.
После получения сигнала колдуна выследили, нашли доказательства его магической деятельности. А когда власти нагрянули к нему домой, то обнаружили колдовские книги, и виновность Якова Ярова стала неоспоримой.
— При этом очевидно, что и до «сигнала» жены о роде занятий Якова Ярова знала вся симбирская знать, но его долгое время не трогали, — комментирует Иван Сивопляс. — Причина проста. Помимо прочего, он занимался составлением лекарственных настоев. Особо славился составлением любовных зелий, существенно повышающих мужскую силу. А ведь в то время медицинские препараты подобного действия не выпускали. Среди клиентов Ярова почти не было «простых смертных». К нему ходили преимущественно представители местной элиты. Все его клиенты были довольны. Если бы не «сигнал» от его супруги, то Ярова бы никто не тронул.
Сожгли заживо
По итогам расследования колдуна приговорили к сожжению. Приговор привели в исполнение практически в центре Симбирска, недалеко от нынешней Соборной площади.
Если в Европе такие казни проводили на главных площадях городов, то в Симбирске колдуна сожгли практически на свалке. В то время недалеко от нынешнего памятника Ленину находились место для складирования отходов и сточная яма канализационной системы. Казнь была проведена там из практических соображений, чтобы после её завершения не транспортировать далеко останки колдуна, а сразу их там утилизировать.
Судя по архивным документам, этот случай стал единственной официальной казнью в Симбирске человека, занимающегося колдовством. Посмотреть на сожжение Якова Ярова пришло достаточно много людей.
— Нередко знахарей просто пороли, — добавляет Иван Сивопляс. — Мне в документах попадалось упоминание о том, что если на ведьму или колдуна доносили помещику, то тот давал соответствующее распоряжение, чтобы мага просто выпороли на конюшне и отпустили.
За лечением и счастьем
В Симбирской губернии к колдунам и ведьмам обращались по разным вопросам. Это были проблемы со здоровьем, просьбы помочь вернуть украденное или провести магические ритуалы на приворот, возвращение удачи или решение других житейских проблем. С вопросами по наведению порчи практически не обращались, да и колдуны за них почти не брались. Это было крайне опасно, так как подобные вещи уголовно преследовались.
Интересно, что отношение к ведьме или колдуну в селе могло измениться. Так случалось, если в деревню приходила беда, не имеющая логического, понятного людям объяснения, например, вдруг начиналась эпидемия болезни или устанавливалась засуха, грозящая потерей урожая и, следовательно, голодом.
В таких случаях люди обращались за помощью к церкви, священники проводили молебны, крестные ходы и так далее.
Винили колдунов
За помощью к ведьмам и колдунам в случае массовых бед люди не шли. Если жители села не понимали, в чём причина беды, то чаще всего они приходили к выводу, что их несчастья — следствие порчи, наведённой колдуном.
При таком раскладе местного мага могли избить. Но обычно практиковалось выселение. Жители деревни могли собрать сход, на котором принимали решение, что хотят выселить, например, местную ведьму, потому что она занимается колдовством и навела порчу на село. В таких ситуациях человеку с паранормальными способностями чаще всего приходилось покидать насиженное место.
Ведьму от потери дома могли спасти только родственники. В то время миграция была мало распространена, и нередко в селах люди жили большими кланами, многие были роднёй. И если у колдуньи в деревне находилось много родственников, то они могли за неё заступиться.
В наши дни
Сейчас услуги различных магов, целителей и экстрасенсов по-прежнему востребованы. По крайней мере на эти мысли наводит большое количество таких специалистов.
При этом люди, утверждающие, что они имеют экстрасенсорные способности, нередко становятся более известными, чем звёзды шоу-бизнеса, снимаясь в различных шоу на телевидении и ведя свои блоги в соцсетях.
В наше время специалистов магического профиля масса. Людям предлагают услуги по привороту, исцелению от болезней, гаданиям, поиску пропавших людей, услуги медиума (человека, способного общаться с умершими) и так далее.
Верить ли в силу этих специалистов и обращаться ли к ним за помощью, каждый решает сам для себя. Закон сейчас не запрещает данную деятельность.