Старое ульяновское кладбище на улице Карла Маркса называется «Воскресенским некрополем» и является не только местом, где нашли своё последнее упокоение жители Симбирска-Ульяновска, но и своего рода музеем под открытым небом. Однако было время, когда оно служило местом обитания бомжей, проституток и криминальных элементов, а горожане рубили кресты на дрова…
Слева православные, справа католики
Кладбище открылось в 1874 году. Если в наше время оно расположено в центре города, то тогда находилось за границами Симбирска. Эти земли были куплены городскими властями у крестьян Конно-подгородной слободы (пригородного села, расположенного на месте современного микрорайона «Пески»).
— Изначально задумывалось, что кладбище будет разделено на два равных участка: православный и католический. Могилы у представителей этих религий ориентированы в разные стороны. Планировалось, что когда человек будет заходить на кладбище через центральный вход, и с правой, и с левой стороны надгробия будут повернуты к нему лицевой стороной. Это весьма распространённая практика, — рассказывает историк-краевед Иван Сивопляс.
Однако задумка не осуществилась. Немцев в Симбирской губернии было немного, и очень скоро на «католической» стороне также начали хоронить православных. Сейчас справа от центральной аллеи расположены захоронения священников.
«Католический участок» получился сравнительно небольшим. Там погребены преимущественно немцы-чиновники, приезжавшие работать в наш город. На этой территории в 2015 году был установлен кенотаф (могила, в которой нет захороненных людей – авт.) в честь белочехов, погибших в Симбирской губернии во время гражданской войны. Мемориальный комплекс был возведён за счёт чешского правительства и средств потомков погибших. Однако земля под ним «пуста». Где конкретно были захоронены тела павших – неизвестно.
Для данного погоста вообще было характерно чёткое деление на участки, которые так и называли «кладбища»: военное, летное, еврейское и так далее.
Погост для достойных
— До конца первой половины XIX века на кладбище упокаивали только членов купеческого сословия и мещан. Различных бродяг, пропойц, утопленников, людей, замёрзших насмерть, а также самоубийц (то есть всех тех, кого не отпевали в церкви) хоронили на городской окраине. Сейчас это район гаражей напротив гипермаркета «Метро». В XVIII — начале XIX века на том месте был овраг, в который и скидывали их тела, — продолжает Иван Сивопляс. – Было тогда даже и такое, что недостойных покойников просто бросали в Волгу.
Затем постепенно религиозное сознание стало играть меньшую роль. Наука развивалась, люди начали придавать более серьёзное значение санитарным нормам. Пришло понимание того, что захоранивать останки людей необходимо лишь в специально отведённых для этого местах и определённым образом, чтобы они не становились причиной распространения инфекций, неприятного запаха и так далее.
Со временем всех умерших, независимо от образа жизни и причин смерти, стали хоронить за городской чертой и исключительно на кладбище. Именно в те времена погост стал восприниматься не как предмет религиозного культа, а как участок земли, имеющий определённое практическое назначение.
Праправнук Пушкина
На почётных местах, на кладбище хоронили людей, сыгравших серьёзную роль в жизни города, губернии или даже страны: представителей творческой интеллигенции, чиновников, военных, религиозных деятелей, известных врачей и других.
Так, например, здесь нашли своё последнее упокоение архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий (1832-1842), главный психиатр Ульяновской области Александр Скипетров (1905-1972), участник установления советской власти в Симбирске Александр Жуков (1861-1938), заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РСФСР Лия Радина (1921-2000), заслуженный врач РСФСР, окулист Григорий Суров (1871-1947), полный кавалер ордена Славы Александр Аблуков (1921-1964), поэт-сатирик Дмитрий Минаев (1835-1889)… Список можно продолжать долго.
Кстати, именно на Воскресенском некрополе упокоен праправнук известного поэта, его тёзка Александр Пушкин, умерший в возрасте шести лет. Мальчик, по одной из версий, трагически погиб после травм, полученных им при падении с телеги, везущей дрова. Ребёнок был придавлен поленьями.
Многие надгробия скрывают за собой трагические истории. Один из красивейших памятников на «Воскресенском некрополе» установлен скульптору Любови Турской (1931-1971). Она была супругой талантливого скульптора Олега Клюева. Женщина несколько раз поступала в академию художеств, однако в учебном заведении было строго ограничено количество мест для женщин. Любовь устроилась уборщицей в вуз и спустя некоторое время всё-таки стала его студенткой. Одна из наиболее известных её работ – скульптурная группа «Коммунисты» в Мемцентре. Талантливая скульптор погибла в расцвете сил. Они с супругом попали в аварию на такси. Олег Клюев, хоть и сильно пострадал, выжил, а Любовь скончалась на месте. Ей было всего 40 лет…
Братские могилы
Одним из наиболее крупных братских захоронений на территории некрополя является братская могила военных, скончавшихся от ран в ульяновских госпиталях в годы Великой Отечественной войны. Здесь размещено 44 плиты с их именами.
В 50-х годах здесь был установлен памятник в виде солдата с непокрытой головой и опущенным в знак траура знаменем. В 2000 году мемориал был реконструирован, оборудовали возвышение, на котором установили плиты с именами погибших.
Есть на погосте и три братских захоронения лётчиков Ульяновской школы высшей лётной подготовки, разбившихся в 1960, 1962 и 1970 годах.
Экипаж, погибший в 1960 году, не был виновен в катастрофе. Трагедия произошла по техническим причинам. Самолет летел из Курумоча, где проходили учебные полёты. При заходе на посадку были полностью выпущены закрылки, что и стало причиной крушения. Ранее по этой же причине два самолёта разбились в аэропорту Львова. Тогда многие эксперты стали говорить, что на «ИЛ-18» закрылки можно выпускать лишь на 30 %, но никак не полностью.
В 1962 году учебный самолёт также потерпел крушение по техническим причинам. Во время полёта у него отказал двигатель, и он упал с высоты 150 метров. Управлял самолётом курсант, рядом сидел командир, но они ничего не смогли сделать. Катастрофа унесла жизни пяти лётчиков.
Причина авиакатастрофы 1970 года, произошедшей в Кишиневе, засекречена.
Любовь на погосте
В 1972 году кладбище было закрыто для захоронений (за исключением редких случаев) и начало приходить в запустение. На погосте закрылась ритуальная мастерская. Но продолжала работать церковь, приходили на могилы родственники усопших, а вот следить за порядком было уже некому. Священники тоже не могли изменить ситуацию. Власти к ним не прислушивались.
— К тому времени территория оказалась уже в центре разросшегося города, её стали обживать люди с низкой социальной ответственностью: бездомные, криминальные личности, — объясняет краевед. — Там можно было выпить, скрыться от посторонних глаз. В летние месяцы на погосте жили бомжи… Это место считалось страшным и опасным, там часто нападали на людей, приходящих на могилы к родственникам или идущих через погост к своим домам, расположенным неподалёку.
В постреволюционные годы на кладбище даже работали «падшие женщины», которые, познакомившись с клиентом, проводили с ним время именно на погосте. По тем временам у таких парочек было мало возможностей для уединения. Тогда не было ни отелей, ни «посуточных» квартир. Милиция регулярно проводила там облавы, затем отправляя «проштрафившихся» дам на принудительные работы.
Сатанисты и бандиты
Неоднократно от вандалов страдала и часовня кадетского корпуса, построенная на участке для захоронения педагогов учебного заведения. Она была установлена там ещё в то время, когда при кладбище не было церкви, чтобы живые могли прийти и помолиться за усопших. Со временем часовня так же, как и всё кладбище, пришла в запустение…
— В 90-годы XX века она не закрывалась «под замок», и нередко именно в ней собирались различные «тёмные» личности. Причём она привлекала не только тех, кто искал, где можно переночевать и спрятаться от непогоды. Говорят, что там на стенах якобы даже можно разглядеть следы от пуль, — говорит Иван Сивопляс.
В начале двухтысячных годов в часовенке нередко собирались представители различных субкультур готической и сатанинской направленности. В последние годы она стоит закрытой.
Восстанавливать кладбище начали в 2000 году. Со временем погост привели в достойное состояние, и у города появился исторический памятник – «Воскресенский некрополь», место захоронения известных деятелей Симбирска-Ульяновска.
Валерия КАЗАКОВА, Ермил ЗАДОРИН.