Очень часто можно заметить в магазине кричащего ребенка, который что-то требует купить у своих родственников. Некоторые начинают падать на пол и стучать руками и ногами. Как справиться с детскими капризами и не выйти из себя?
– Подобное поведение – это детские манипуляции. У них еще не сформировано понимание манипуляции, они понимают на уровне инстинкта, а помогаем им в этом мы – взрослые. Каким образом? Обычно мы начинаем давать детям то, что они просят, – рассказывает Наталья Ушанова, председатель «Ассоциации психологов».
Когда родители или бабушка с дедушкой попадают в такую щепетильную ситуацию, то совершают типичные ошибки. В первую очередь они ориентируются не на ребенка, а на окружающих. Поэтому не разбираясь в ситуации, они покупают то, что просит кричащий малыш, таким образом пытаясь успокоить чадо: «Купим-купим, только не кричи». Это может обернуться проблемами в будущем: проблемами с волевыми усилиями, коммуникацией и характерологическими изменениями. Также взрослые формируют готовый паттерн поведения (устойчивое поведение): «Я кричу, потом получаю желаемое». Достаточно трех-четырех раз.
Дышите…
В первую очередь нужно сохранить свое самообладание. Нужно дать время для выдоха, абстрагироваться, обратить внимание на ребенка, зачастую через желание получить что-то ребенок сигнализирует, что ему скучно или не хватает внимания мамы именно сейчас.
После этого нужно спуститься на уровень ребенка (присесть, например) и спросить, что у него случилось, почему ребенок ведет себя не так, как обычно.
– Можно переключить внимание ребенка на что-то, заинтересовав его при этом. Для детей старше пяти лет можно перенести его в состояние обычности: «Ты такой спокойный, никогда так не ведешь себя (показать как), что произошло? Давай вместе разберемся… Тебе понравилась эта игрушка… почему ты ее так сильно хочешь? Чем она лучше твоего любимого …(например, домовенка Кузи), который дома ждет тебя? Может, ты ее просто хочешь подержать на руках сейчас?», – объясняет специалист.
Посмотреть на игрушки
Потом можно дать время побыть с игрушкой, а потом переключить внимание на другую игрушку, называя яркие признаки игрушки (кукла с красивыми волосами). Затем можно заключить диалог фразой: «Мы можем с тобой договориться, если ты…(тут каждый родитель вставляет свой вариант), то со временем мы придем сюда, и ты выберешь одну игрушку, и я тебе обещаю, что куплю ее».
– Своим опытом в студенческое время делилась наша преподаватель, детский психолог Гнедова Нина Михайловна, которая говорила: «Учитесь с детьми договариваться!». И предлагала, как вариант говорить малышу: «Мы идем с тобой любоваться игрушками». С моим ребенком этот прием проходил «на ура», и я со временем знала, что подарит добрый Дедушка Мороз моему сыну.
Важно не говорить ребенку сразу «нет», нужно пояснять причины ответа. Можно договориться еще дома, например, возьмете малыша с собой только в том случае, если он не будет плакать в магазине.
– Вы можете быть мудрым путеводителем для ребенка, помочь вам в этом может обучение в «Школе грамотного родителя». Мастер-классы проводят психологи из «Ассоциации психологов Ульяновской области». Решаются проблемные ситуации и через разбор ситуаций даются инструменты, с помощью которых открывается дверь в семью, понимание и принятие. По всем вопросам вы можете обратиться на сайт ассоциации.