По Первому каналу не первый месяц крутят рекламу нового драматического сериала под названием «Угрюм-река». Картина снята по роману Вячеслава Шишкова. Однако создатели намекнули, что представленный проект не будет похож на фильм 1968 года.
Итак, «Угрюм-река» — 16-серийный проект Юрия Морозова. Действие, как и в книге, происходит в конце XIX-го века. Старший глава семейства Громовых Данила (дед главного героя) смог разбогатеть, занимаясь разбоем. Всё своё имущество он передал своему наследнику Петру. Тот в свою очередь открывает дело, которое после смерти достается его сыну Прохору – главному герою картины. Пётр смог воспитать сильного и стойкого человека, однако и он не лишён жажды власти. Прохор мечтает стать хозяином сибирского края, обустраивает дикие таёжные места, строит завод, женится по расчёту и совершает много непростительных поступков. Богатство портит главного героя, и из молодого человека, мечтающего «построить город Солнца», он превращается в монстра.
По словам режиссёра, сериал расскажет сразу несколько историй. Первая — это повествование о тяжёлом жизненном пути главного героя Прохора, что приведёт его к потере всех человеческих качеств и к ненависти со стороны окружающих. Вторая сюжетная линия расскажет об истории освоения Сибири. Она тоже полна боли, интриг, подлости. Освоение этих диких земель, малопригодных для жизни, шло медленно и тяжко. Третья история – любовная. Отец и сын, Пётр и Прохор Громовы, влюбляются в роковую красавицу Анфису. Это приводит к тому, что отец пытается избавиться от соперника и отправляет сына пройти непроходимую доселе Угрюм-реку. Есть в сериале и мистика, представленная Синильгой, с которой у Прохора заключён тайный союз, девушка помогает ему во всех делах. В общем-то, получается некая солянка из всех жанров кино.
Семь экспедиций
Проект является второй по счёту экранизацией романа Шишкова. Первую снимали в Свердловской студии в 1968 году. Съёмки нового сериала «Угрюм-река» проходили на Урале, в Минске, Суздале, Кинешме, Москве и Подмосковье. Для этого в каждом из городов строились новые декорации. Только за восемь месяцев съёмок состоялось семь экспедиций. А в путешествии по реке задействовали три локации.
Главного героя, внука Данилы и сына Петра, по версии 1968 года играл колоритный Георгий Епифанцев, в новой версии эта роль досталась Александру Горбатову. Роль Анфисы, ставшей камнем преткновения между отцом и сыном, в старой версии исполнила Людмила Чурсина, в новом фильме её сыграет Юлия Пересильд. Поклонники заметили, что в этой экранизации актёры подобраны лучше, ведь той же самой Юлии отлично подходят роли роковых и вульгарных красоток. И она больше похоже на купчиху, нежели Людмила с её аристократической внешностью.
Боялись потерять гроб
По сюжету главный герой Прохор Громов передвигается между имением, башней, заводом, лесопилкой и бараками для рабочих на машине. Такие манипуляции создают впечатление, будто все сцены снимались в одном месте. Однако создателям пришлось постараться, чтобы перевозить автомобиль, взятый для съёмок из музея Екатеринбурга, с места на место. Ведь на самом деле сцены в имении снимали в Подмосковье, бараки рабочих и дамбу — в Минске, а завод и лесопилку — на Урале.
Каталась вместе со съёмочной группой и мумия шаманки Синильги. Команда даже прозвала её «наша бабулька». Как рассказал режиссёр Юрий Мороз, катая «бабульку», они боялись потерять гроб. К слову, в сериале он стоит на четырёх столбах, так как тунгусы именно так и погребали тела, чтобы дикие животные не могли добраться до умерших.
Не обошлось и без компьютерной графики. К примеру, башню Прохора Громова нарисовал художник-постановщик Александр Максимович. Сцены, что происходили внутри неё, снимали в специальном павильоне.
— Башня Прохора — это соединение Азии и Европы. Мы — азиаты, и Прохор — азиат. Азия ассоциируется у нас немножко с дикостью, с кочевыми племенами, с завоеваниями. В этом Прохор вполне азиат, но устремления у него европейские. Поэтому он построил себе башню почти как Эйфелеву, — пояснил режиссёр Юрий Мороз.
Советовались с шаманами
Для съёмок был сшит не один десяток костюмов. Художники и тут постарались на славу. Главной выступила Лариса Лебедева. Её руками были воссозданы исторические одеяния в облегчённом виде. Во многие внесли что-то новое, к примеру, в костюмах Анфисы использовали цвета художников-прерафаэлитов, а у Прохора и Синильги в мистических сценах — китайские мотивы. Костюмы тунгусов шили вручную, советуясь с шаманами. По итогу те дали добро, а один из них и вовсе заверил, что «костюм правильный и «даже пахнет шаманом».
Героинь актрис Софьи Эрнст и Юлии Хлыниной завивали настоящими старинными железными «марселевскими» щипцами. Для таких причёсок их для начала нужно было раскалить на газовой горелке и только после этого приступать к завивке. А всё потому, что современными средствами такого результата не добиться. Софья Эрнст даже после написала, что женщины должны задуматься над тем, чтобы вернуться к подобным методам, ведь такая завивка не портит волосы, да и укладка держится дольше.
Для создания большого застолья в семье Петра Громова реквизитор Александр Пугачев долгое время изучал, что ели и пили в купеческих семьях Сибири, и даже консультировался с поварами русской кухни, чтобы в точности воссоздать подачу и количество блюд.
Весь снег в сериале искусственный или нарисованный — зима в 2019 году выдалась тёплой. Уральская погода день за днём преподносила сюрпризы, усложняя съёмочный процесс: когда необходимо было снимать дождь, на улице светило яркое солнце, и наоборот.
Сериал всё же был отснят и в скором времени появится на ТВ-экранах.
Зоя КОСУЛЯ.