Ныне село Карлинское – часть Ульяновска. Оно возникло в 1648 году, одновременно с основанием нашего города-крепости, как слобода – укреплённое поселение, прикрывавшее ближние подступы к городу. Первыми жителями Карлинской слободы стали сто конных казаков и их семьи.
Боялись здесь жить
Слово «казак» происходит из тюркских языков. У него много значений. Чаще всего «казак» переводят как «страж», «пограничник», «вольный человек», «изгнанник», «кочевник» и даже «авантюрист», «искатель приключений». Вольный человек, казак особым образом ценил волю — свою и тех людей, которых он был поставлен охранять.
И здесь казаки сталкивались с такими же любителями воли и свободы, кочевыми народами, воинами и скотоводами. Многие из них признавали верховенство «белого царя», как называли они московского государя, но не упускали возможности ограбить его подданных, хлебопашцев, купцов, пускавшихся в степи с торговыми караванами или перевозивших свой товар на судах по Волге. Главной добычей в таких набегах были люди – схваченных пленников продавали на невольничьих рынках в Турции и Средней Азии, делали домашними рабами или пастухами в степи.
Житья от лихих набежников не было никакого. Огромные пространства чернозёмов – знаменитых симбирских чернозёмов! – лежали неосвоенными, поскольку люди попросту боялись здесь жить. Чтобы совладать с кочевниками, русское правительство стало строить оборонительные линии, засеки, отгораживая ими осваиваемые земледельцами территории от «дикой степи». Через засеку – земляной вал с глубоким рвом, на котором ставился частокол (стена из толстых и высоких брёвен), — просто так на коне не перескочишь. А чтобы окончательно отбить охоту нападать, вдоль засечной черты располагались большие и малые крепости, города и городки с воинскими гарнизонами, следившими за порядком в степи и всегда готовыми отбить нападение.
Три слободы
На страже засек стояли разные рода войск – стрельцы, пушкари, драгуны, рейтары (конница), но особую цену здесь имели казаки. Они лучше всех знали тактику кочевников и на своих конях могли перехватить или настигнуть врагов. Сразу после основания Симбирска и строительства Симбирской засечной черты к городу было переведено три сотни конных казаков, ранее занимавших Карлинскую засеку, проходившую вдоль реки Карлы — левого притока Свияги. Казаков разделили на три слободы, каждая из которых получила имя Карлинской: Карлинская слобода на Гуще, ныне село Карлинское Майнского района, Карлинская слобода на Урене, ныне село Урено-Карлинское в Карсунском районе, и, наконец, Карлинская слобода под Симбирском, или Куралов городок карлинских переселенцев, как она называлась в самом начале.
В 1665 году двести казаков и двести стрельцов из Симбирска при двух пушках ходили походом в уральские степи, предупреждая нападения кочевников. Поход повторился в 1667 году – в этот раз казаки и стрельцы шли сражаться под кумачовым (красным) знаменем, на котором был нашит белый крест.
Разгром Разина
Осенью 1670 года Симбирский край стал эпицентром казачьего восстания — бунта под предводительством донского казака Степана Разина, чей пятитысячный отряд целый месяц осаждал Симбирскую крепость. Многие из казаков перекинулись на сторону Разина, чьё войско к концу осады будто бы разрослось до 20 тысяч человек, кто-то остался верным правительству. Части правительственных войск значительно уступали восставшим казакам по численности, но превосходили их выучкой, дисциплиной и качеством вооружения. К тому же, засев в затяжную осаду, казаки потеряли своё главное преимущество – скрытность, скорость, внезапность, а потому были разбиты наголову. До революции 1917 года разгром казаков Разина при Симбирске считался главным событием в истории города, и к нему было приурочено празднование 250-летнего юбилея основания города в 1898 году.
Конные воины
В 1708 году все боеспособные казачьи подразделения из симбирских пределов были выведены на Дон, где бушевало очередное казацкое восстание под предводительством Кондратия Булавина, чтобы нести службу вместе восставших казаков. Но уже в 1737 году в симбирских пределах был основан город Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти), и появился новый казачий контингент – крещёные калмыки, Ставропольское калмыцкое казачье войско, выставлявшее до 800 конных воинов. Ставропольские калмыки участвовали в Отечественной войне 1812 года, дошли с русской армией до Парижа и получили почти пять сотен боевых наград.
Казаками называли конных воинов Симбирского дворянского ополчения, сражавшихся против армии Наполеона во время Заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Среди губернских ополчений Симбирское оказалось одним из самых подготовленных и смогло принимать непосредственное участие в боевых действиях, тогда как другие ополчения выполняли по преимуществу вспомогательную службу: охраняли обозы, конвоировали пленных.
Один раз в год в баню
В большинстве своём казаки были православными, при этом очень многие среди них открыто исповедовали или тайно симпатизировали старообрядчеству — разнообразию религиозных течений в русле православной церкви, отвергавших официальный «новый обряд» и церковную реформу патриарха Никона, случившуюся в середине XVII века. Именно стремление постоять за «древнюю веру православную» было одним из главных стимулов многочисленных казачьих восстаний, вплоть до бунта донского казака Емельяна Пугачева 1773-1775 годов, прямо затронувшего симбирские пределы. Казаки вели самый непритязательный образ жизни. Посуду казачки не мыли – мужья и дети начисто вылизывали тарелки языками. В баню казачки ходили один раз в год, перед Пасхой, а казаки не мылись вовсе – считалось, что им хватало мытья при купании коней и при переправах вброд через водные преграды.
Во время войны рядовые казаки получали символическое жалованье — рубль в месяц. Чтобы «навоевать» на неплохую лошадь, приходилось непрерывно сражаться четыре-пять лет: лошадей, оружие и амуницию казаки должны были «справлять» сами. Конечно, казаки имели налоговые льготы от правительства, но, чтобы кормить семьи и иметь средства на несение службы, за пределами военной жизни они занимались сельским хозяйством и ремёслами. По той же причине для казаков крайне важной была военная добыча. «Всё, что французы награбили в России в 1812 году, потом оказалось на Дону», — утверждали историки, и в казачьем быту впервые стали пользоваться стульями, частью этих трофеев. Ну, а истории о кладах казака Степана Разина из награбленных им сокровищ до сих пор остаются едва ли не самой актуальной частью фольклорного наследия Симбирско-Ульяновского края.
Серьга в ухе
Донские казаки носили серьги, обозначавшие семейный статус казака: серьга в левом ухе – единственный сын у родителей, в правом – единственный мужчина в роду, серьги в обоих ушах – единственный ребёнок в семье, у которого нет сестёр. Соответственно, таких бойцов старались беречь и не посылали на особо опасные задания или в те места боя, где была большая вероятность гибели.
Вооружались казаки холодным оружием, заимствованным у кочевников – саблями, пиками. В качестве оружия могла использоваться и казачья плеть – нагайка, само название которой происходило от ногайцев — кочевого народа, который в течение нескольких столетий досаждал российскому государству своими набегами, достигавшими и симбирских пределов. А у горцев-черкесов казаки позаимствовали свою верхнюю одежду – черкеску.
Ермил ЗАДОРИН