Недавно сотрудники Следственного комитета Ульяновской области облагородили могилу Павла Михеева, одного из братьев героической семьи. Корреспонденты «МГ» выехали в село Воецкое Барышского района, где когда-то жили братья.
Нам бы танк на семью…
Каждый член этой семьи заслуживает особого внимания. Отец — Дмитрий Михеев — участвовал в Гражданской войне, был активистом на Румянцевской фабрике, одним из организаторов колхоза в селе Воецком. У него родилось 12 детей: девять сыновей (Александр, Павел, Виктор, Фёдор, Иван, Владимир, Михаил, Семён, Пётр) и три дочери. Его жена, мать всех детей, скончалась, когда последнему малышу было всего девять месяцев. Тогда в семью пришла Матрёна Фёдоровна — крестьянка, которая взяла на себя заботу о детях и хлопоты по дому.
В ответ на просьбу Михеева и его сына пригласили в гости на берег Амура, заодно и повидаться со старшими сыновьями. Дмитрий лично познакомился с Блюхером. Прибывшим гостям показали танк Т-26, покатали на нём. Тогда Дмитрий Фёдорович сказал: «На семью бы нам такой…» Его спросили, что он имел в виду. Тогда отец ответил: «Так у меня детей на два экипажа хватит. Только слово скажи…»
Первый братский экипаж
Сказано – сделано. Вскоре был создан первый в СССР братский танковый экипаж. Командиром танка стал Павел, водителем — Фёдор, наводчиком — Владимир, а мотористом — Иван. Виктор к тому времени уже был лейтенантом и командовал взводом. Совсем скоро за экипажем из братьев Михеевых закрепилась слава лучшего экипажа Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
В 1939 году Михеевых отправили в Ульяновское танковое училище, которое они окончили в феврале 1940 года. После учёбы братья обратились к наркому обороны с просьбой создать Михеевскую роту. Их просьба была услышана: в 16-м танковом полку Киевского Особого военного округа появилась рота братьев Михеевых. Виктор принял командование, Павел стал его заместителем, Владимир, Иван, Фёдор – командирами взводов. Уже на третий день войны рота Михеевых сдержала натиск немецкого корпуса. За этот подвиг командир роты — старший лейтенант Виктор Михеев был удостоен ордена Красной Звезды.
Месть за братьев
Первая трагедия ждала братьев на восьмой день войны. Под городом Броды (Украина) взвод Ивана оборонял переправу. При трагических обстоятельствах погиб сам Иван, спасая товарища и пытаясь исправить повреждённую гусеницу. Когда другие братья подошли к танку, Иван уже был убит. Виктор достал из его кармана часы — подарок Климента Ворошилова (одного из первых маршалов Советского Союза) и с согласия братьев взял себе на память об Иване. Затем они принесли доску от снарядного ящика, карандашом написали на нём: «Лейтенант Иван Михеев. 1916-1941 гг.». Михеевы постояли над свежим холмиком и сказали: «Клянёмся отомстить за брата!». С тех пор часы показывают одно и то же время – 13 часов 21 минуту… Это время налёта фашистской авиации на танковый взвод. Забегая вперёд, отметим, что потом Владимир распишется на Рейхстаге «За всех братьев Михеевых! Владимир». Чуть позже погибнет старший брат Александр. Он не был профессиональным военным — простой техник на заводе, он ушёл добровольцем на войну, служил связистом, пал под Киевом.
Ослеплен, но не сломлен
В 1942 году свою первую награду — орден Красной Звезды — получил старший лейтенант Фёдор Михеев. К этому моменту на его боевом счету было два уничтоженных немецких танка, причём один из них — тараном, 11 орудий и около 200 солдат и офицеров Вермахта. В этом же году первую правительственную награду получил и Павел — орден Красного Знамени.
Как сказано в наградном листе, Павел Дмитриевич Михеев, командир роты тяжёлых танков, с момента боевых действий показал себя преданным Родине. Командуя взводом, а потом ротой, он неоднократно участвовал в атаках, при этом проявлял мужество и отвагу. В боях за деревню Очеретино 19 февраля 1942 года его экипаж уничтожил противотанковую батарею, один немецкий танк и около 30 солдат и офицеров. Во время боя его машина была выведена из строя, а Павел Михеев получил ожог глаз, но принял все меры для спасения машины и экипажа.
Второй братский экипаж
Участвовали братья и в Сталинградской битве. Интересно, что Владимир воевал на танке, построенном на личные сбережения родителей. После Сталинграда война раскидала братьев по разным фронтам. Примеру своих старших братьев последовали и младшие. Михаил, Семён и Пётр создали второй танковый братский экипаж. В начале войны они закончили танковое училище, а в 1943 году в составе экипажа (1-й Дальневосточный фронт) прошли почти всю Маньчжурию. Командиром стал старший из них — Михаил. Пётр был стрелком боевой машины, а Семён — механиком-водителем. В ходе операции по ликвидации Квантунской армии экипаж Михеевых одним из первых ворвался в город Дернкен, подавил огневые точки японских войск и обеспечил продвижение нашей пехоты. За время Маньчжурской операции танк братьев преодолел почти 600 километров. По результатам операции Михаила наградили орденом Красной Звезды, а Петра и Семёна — медалями «За боевые заслуги».
За время войны братья совместными усилиями уничтожили более 200 вражеских танков, орудий, бронетранспортёров и автомашин. Они были награждены более 50 боевыми медалями и орденами.
Воспоминания людей
В 1944 году Павел демобилизовался. При форсировании Днепра он получил сильную травму руки. Павел писал своему брату Владимиру, что ему пришлось крепко драться с десятью танками. Четыре он смог поджечь: «А сейчас лежу без руки. В общем, отвоевался. А как обидно уходить с полпути. Хотелось гнать фашистского зверя до самого логова…».
Павел – единственный из братьев, кто вернулся на малую Родину. Отец давно переехал в Приморье, где по совету Блюхера занялся пчеловодством и даже был награждён медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за высокий сбор мёда. Остальные братья остались жить там, где воевали.
— Я был редактором местной газеты. Помню, как собирал братьев примерно в начале 80-х. Они приезжали на Родину, мы тогда проводили уроки мужества для школьников, рассказывали о войне. Помню лишь, что они говорили: «Мы остались жить там, где воевали». А почему Павел вернулся на малую Родину, никогда не спрашивал. Жил он очень скромно, простая обстановка в доме была. Его жена работала на птицеферме. Никогда ничего ни у кого не просил. Хотя вы понимаете, если бы он пожаловался, как любят это делать сейчас, ему бы такие хоромы построили! – вспоминает Шурмилев.
В Воецком рассказывали, что братья всегда были бойкими, сильными, ничего не боялись: дойти от Воецкого до Барыша (примерно 23-24 км) им ничего не стоило, они смело прыгали в воду с обрыва, жили небогато.
В память о героической семье в Воецком установлен памятник, где перечислены имена всех братьев. В Кировском районе Приморского края установлен памятник героям-танкистам в виде танка Т-34 на постаменте.