Просмотры1718Комментарии1

Возрождение святой обители в Ульяновске

На прошлой неделе открылся надвратный храм, который построили между ДК «Губернаторский» (бывшим КДЦМ) и одним из торговых центров на улице Дворцовой. Корреспонденты «Молодёжки» побывали там и поговорили с монахиней Варнавой.

Помнится, когда только начиналось строительство, встречались негативные отзывы, мол, зачем строить храм в центре города да ещё и рядом с увеселительными заведениями. Однако мало кто знает, что это место исконно православное. И стараниями верующих людей здесь возрождается то, что когда-то было утрачено.

Есть две версии появления в Симбирске Спасского женского монастыря. По одной из них, на данную территорию пришли люди и построили монастырь. По другой, когда они пришли на эти земли, монастырь уже стоял. Однако первое документированное упоминание относится ко времени правления царя Алексея Михайловича в 1663 году. К нему обратилась тогдашняя игумения Иулия с прошением об обители. Уже тогда было 80 насельниц, — рассказывает монахиня Варнава.

Всю историю монастыря можно поделить на четыре периода: первый этап — с возведения до пожара 1864 года, второй этап – восстановление после пожара и до революции, самый страшный, третий этап – гонения при советской власти и завершающий этап, который длится по сей день, — эпоха возрождения. Первоначально в монастыре была только одна малая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Раньше монастырь имел большую территорию, если говорить по нынешним меркам, то это участок, ограниченный улицами Спасской, Дворцовой, Бебеля и Пожарным переулком. В конце XVII века, в 1696 году, в стенах монастыря был возведён каменный Спасский собор.

В страшном пожаре 1864 года погибло много людей, были разрушены дома, эта же участь постигла монастырь. Тогда обгорели практически все монастырские здания. Настоящим чудом стало то, что в руинах и грудах пепла иконы находили целыми и невредимыми. Помимо восстановления также решили построить каменный храм во имя Иверской иконы Божией Матери, который освятили в 1870 году. А в 1879 году возвели кирпичную ограду со стороны Спасской улицы, там располагались и главные ворота. Монастырь был известен и почитаем. Не раз его посещали знаменитые люди, например, в 1837 году в нём побывал будущий император Александр II, а на кладбище монастыря нашли место своего упокоения некоторые губернаторы, почётные граждане и усердные прихожане. К слову, есть версия, что монастырское кладбище там существовало ещё до Петра I, потому что когда рабочие тянули трубы, они увидели необычные захоронения: скелеты лежали в дубовых выдолбленных колодах. На ногах почивших были подбитые гвоздями сапоги с загнутыми носами. Пётр I же запретил такие гробы и обувь.

Тиф и советская власть

Безусловно, самые страшные годы – это времена гонений советской власти.

Осенью 1919 года Симбирск был охвачен эпидемией сыпного тифа. На борьбу с ним ушли 70 монахинь. Работали добросовестно, с любовью к ближнему. Известно, что 50 человек умерли вследствие заражения тифом при этой эпидемии.

В марте 1920 года настоятельнице монастыря Анфии было предписано освободить занимаемые помещения в трёхдневный срок. Сёстры-монахини составляли и отправляли прошения, где говорилось о невозможности освободить монастырь в трёхдневный срок, потому что некоторым монахиням некуда идти. Но монастырь был обречён, — поясняет монахиня.

5 апреля 1920 года обитель закрыли. Здания использовались под разные нужды — как места для заключения арестованных, общежитие индустриального педагогического техникума, жильё для рабочих завода имени Володарского, парикмахерская, отдел милиции Ленинского района и так далее. Дольше всего продержалась Иверская церковь. Если ещё в 1927 году на данной территории было 30 построек, то после советской власти осталось всего четыре здания: двухэтажный игуменский корпус, двухэтажное кирпичное здание (корпус с монашескими кельями), одноэтажное кирпичное здание, встроенное в монастырскую ограду, и самое старое здание на углу улицы Бебеля и Пожарного переулка, датируемое 1787-89 годами.

Пока строился дворец профсоюзов (нынешний «Губернаторский»), стена обители с башенкой ещё была, её использовали как строительную ограду. Как только его достроили, то снесли и стену обители. Примечательно, что сделали так, чтобы дворец не стоял на месте бывшего алтаря.

А вот в современных реалиях православных возмутило появление торгового центра, который построили на месте бывшего монастырского кладбища. Во время работ по подготовке фундамента строители находили немало останков людей, почивших и захороненных здесь. Потом их перезахоронили в женском Михайло-Архангельском монастыре в Комаровке.

Допрос и пять пуль

Монахинь постигла ужасная участь. В 1915-1917 годы в списке числилось 170 человек (от 33 до 89 лет). 50 погибли от тифа, 72 сестры подверглись репрессиям: кто был сослан, кто — расстрелян. Самая страшная ночь была с 17 на 18 февраля 1938 года. Тогда в подвале здания ульяновского НКВД расстреляли 78 человек, в том числе 23 сестры Спасского монастыря. Оказалось, что всех их объявили участниками «областной контрреволюционной организации». Одной из погибших сестёр была Екатерина Дмитриевна Декалина.

Она родилась в простой крестьянской семье, где росло четверо детей. Екатерина считалась самой набожной. В 15 лет она сказала родителям о своём желании уйти в монастырь. Сначала родители были против такого решения, а потом одобрили желание дочери. Отец отвёз её в монастырь 20 ноября 1890 года. При советской власти, после закрытия монастыря, ей довелось жить в небольшом домике вместе с Анастасией (Фокиной). Чтобы заработать на хлеб насущный, они стегали одеяла и покрывала, а из яблок варили варенье и отдавали деткам в приют. 18 декабря 1937 года в их дом ворвались правоохранители и провели обыск. В протоколе было указано, что найден только паспорт. Монахиню арестовали, ночью её повели на допрос. В ночь с 17 февраля на 18 февраля расстреляли, — рассказывает монахиня Варнава.

Поговаривают, что в каждого в ту ночь выпустили по пять пуль. 17 августа 2004 года постановлением Священного Синода Русской православной церкви Екатерина включена в собор новомучеников и исповедников российских XX века.

Возрождение святыни

Новейший этап истории монастыря – это его возрождение. Огромную роль в этом сыграл правящий тогда архиерей, митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан (Ашурков). Одна из сестёр женского монастыря Михаила Архангела, монахиня Сергия (Вотрина) была назначена старшей сестрой для восстановления монастыря. 7 апреля 2016 года, на Благовещение Пресвятой Богородицы, состоялись монашеские постриги.

На данный момент в монастыре 25 монахинь. 19 июня 2016 года было подписано соглашение о сотрудничестве в деле восстановления Спасского женского монастыря города Симбирска.

Весной этого года была построена колокольня с надвратным храмом в честь святых, в земле Симбирской просиявших. При входе прихожан встречают ворота удивительной красоты, на которых изображены святые Симбирской митрополии. Как только входишь в ворота, замечаешь фрески, которые посвящены житию преподобномученицы Екатерины Декалиной: как отец отвозит её в храм, как она была монахиней, как жила при советской власти и как уже её задерживают.

Отсюда же можно подняться в надвратный храм. К слову, высота колокольни — 51 метр. В апреле этого года был проведено малое освещение храма, поэтому тут проводят службы. На стенах изображены святые, которые погибли мученической смертью. Поднявшись чуть выше, можно попасть на колокольню. Её украшает колокол весом восемь тонн. Он считается самым большим в регионе. По благословению игумении, все желающие могут записаться на экскурсию по монастырю и узнать о его истории.

Кроме того, на территории монастыря сейчас строится собор в честь Спаса Нерукотворного Образа. Его восстановят по подобию храма, который был на этом месте до 1920-х годов. Строительство началось в марте этого года. Работы ведутся активно и должны завершиться к марту 2023 года.

— Меня часто спрашивают, каково нам, монахиням, жить в центре города. Знаете, мы уже не замечаем шума. Да и люди, которые приходят к нам, рассказывают, что находишься в особенном месте, нет ощущения, что ты в центре Ульяновска, — заключает монахиня.

Будем надеяться, что утраченное будет восстановлено.

За помощь в подготовке статьи благодарим игумению Сергию, монахиню Варнаву и православного краеведа Ольгу Новосад.

Вероника ВЕРШИНИНА.

 

Источник: Источник
Тэги:
20

Комментарии: 1

  1. Аватар

    паникадило

    С удовольствием прочел статью. Прекрасные фотографии.

Комментирование завершено.

Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное