Просмотры3336Комментарии0

Роковая ошибка Степана Разина

350 лет назад 4 (14) сентября 1670 года город Симбирск, называвшийся тогда Синбирском, был осаждён войсками донского казака Степана Разина – пять тысяч человек на 200 стругах. Событие это стало кульминационной точкой Крестьянской войны 1670–1671 годов под предводительством Степана Разина.

 

Бунты

На самом деле Крестьянской войны не было. Основной движущей силой Разинского бунта были казаки, которых советская власть не любила, – вот и пришлось отдуваться за казаков в учебниках крестьянам.

Россией правил тогда царь Алексей Михайлович – от него пошла байка про «хорошего» царя и «злых» бояр. Царь действительно был очень хороший: образованный, добрый, верующий. А бояре, пользуясь добротой Алексея Михайловича и родством с ним, тащили всё, что плохо лежит и измывались над простыми людьми. Это приводило к многочисленным бунтам, сотрясавшим Москву: Соляному, Винному, Хлебному, Медному.

А бунт Степана Разина разлился широко по России – и вполне угрожал существованию страны. Россия вверглась бы в хаос на годы, а то и десятилетия, как это случилось в эпоху Смутного времени 1598–1613 годов.

Казаки были хорошими воинами, но всякий воин хорош на своём месте, выполняя свои задачи, для казаков это прежде всего лихой набег, разведка боем. А во время Русско-польской войны 1654–1667 годов не заточенных под это казаков, в рядах которых служил Степан Разин, заставляли участвовать в осаде крепостей. Казаки стали роптать, и ропот был жестоко подавлен: был казнён старший брат Степана Иван. Разин затаил обиду и поклялся отомстить за унижение. И случай подвернулся летом 1670 года.

 

Симбирский гарнизон

Самой поэтической личностью русской истории назвал Разина Александр Пушкин. При массе достоинств, в харизматической личности атамана был один недостаток – Разин был чрезвычайно жесток: глянем без поэзии на воспетую в песне историю утопления в Волге персидской княжны. С одной стороны, жестокость парализовала тех, кто был способен сопротивляться казакам. С другой, она заставляла их биться до конца, и именно это произошло с Разиным под Симбирском.

В городе тогда сидели воеводами князья Иван Богданович Милославский и Юрий Никитич Барятинский: воевод сажали по двое, чтобы они следили друг за другом, и меняли каждый год, чтобы они не успели погрязнуть в коррупции!.. Обоим не приходилось рассчитывать на милость разинцев. Князь Милославский был двоюродным братом царицы Марии Ильиничны, а родню царицы ненавидели особо яро. А князь Барятинский уже бил сподвижников Степана Разина, и едва ли этот желчный и конфликтный человек стал бы просить Разина о пощаде. Но благодаря присутствию Милославского небольшой гарнизон Симбирска был укомплектован отборными бойцами из 1-го Московского выборного полка, первого регулярного подразделения русской армии: в этом полку каждый десятый был симбирянином — 172 из 1742 человек.

 

Не «конек» казаков

Весь день 4 сентября 1670 года Разин бился с Барятинским у стен Симбирского кремля. Правительственные силы выстояли, но их было недостаточно для победы. Барятинский ушёл за подкреплением в Казань, а в кремле остался Милославский.

И здесь Разин допустил роковую ошибку: он решил осадить Симбирск. А осады, как мы помним, не «конёк» казаков – все предыдущие города на Волге они брали неожиданным ударом или хитростью, например, прикинувшись купцами. Но для не ведавшего поражений атамана единственный срыв означал неминуемый подрыв авторитета в глазах своей вольницы. Кровь из носу надо было побеждать!.. Четырежды казаки ходили на штурм, но всякий раз были отброшены от деревянных стен.

Почти месяц ждали в Симбирске Барятинского с подкреплением. Дело в том, что в Казани Юрий Никитич сумел со всеми рассориться, подкрепления ему не дали и он возвращался в осаждённый город, сумев добавить к своей «армии» всего несколько сотен бойцов, правда, из того же элитного выборного полка.

 

Четвертовали в Москве

1 (11) октября в бою на берегу реки Свияги, в двух верстах от Симбирска (в районе современного 19-го микрорайона), разинцы сошлись с войском Барятинского. Солдаты подпустили атакующих казаков на дистанцию около сорока метров и открыли убийственный огонь. Разин был дважды ранен и едва не попал в плен к Барятинскому. Его без сознания вынесли с поля боя. Барятинский, впрочем, тоже не стал развивать успех: сил у него было очень мало. Первой заботой победителей стала казнь 120 военнопленных разинцев. Ненависть и жестокость – это самое страшное в любой гражданской войне.

4 (14) октября 1670 года разинцы пошли на последний решительный штурм Симбирского кремля, закончившийся полным разгромом. Но ещё до начала боя раненый Разин покинул своё войско — бежал от Симбирска на стругах. Весной 1671 года казачья верхушка сдала атамана царским властям. 6 (16) июня 1671 года Степан Тимофеевич был четвертован в Москве. В ноябре 1671 года выстоявший в Симбирске князь Милославский захватил остававшуюся в руках у восставших Астрахань, положив формальный конец Крестьянской войне…

«Барятинский, одержав победу под Симбирском, спас русский престол», — категорично писал известный российский историк XIX века Николай Костомаров. Осада и разгром Разина под Симбирском считались главными событиями в истории города до революции 1917 года.

Кстати, Степан Разин стал первой личностью в российской истории, которой была посвящена научная диссертация, написанная, правда, на Западе. Степан Разин стал также и героем первого русского художественного фильма, снятого в 1908 году. В основу фильма была положена песня «Из-за острова на стрежень» про то, как Разин топил персидскую княжну. А песню, между прочим, написал симбирский уроженец Дмитрий Садовников (1847–1883).

Ермил ЗАДОРИН.

Источник: Источник
Тэги:
Справедливый телефон
“Пишем письмо Президенту Путину!” СТ №361 от 13.09.2024
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное