Владимир Парфёнов – президент ульяновского отделения мотоклуба «Ночные волки» — любит путешествовать на мотоцикле. Недавно он проехал 11 тысяч километров на своём «железном коне» до Магадана, несколько раз на трассе менял колёса, встретил медведицу с медвежатами на дороге и посетил покинутый людьми посёлок. О своих приключениях он рассказал «МГ».
— Как возникла идея такой поездки?
— На карту смотришь и видишь, где ещё не был. Задумываешься, что надо туда съездить. И тут получилось так, что в сентябре было собрание клуба в Москве. На нём присутствовал Сергей из Тулы. Он предложил съездить в Магадан, я согласился. Правда, он не смог выехать вместе со мной. Я выехал на двое суток раньше, мы встретились в Якутии.
— Откуда начался Ваш маршрут?
— От Ульяновска в первый день проехал примерно 700 километров до города Сим Челябинской области. Оттуда стартовал в Екатеринбург. Пять суток шёл под проливным дождём. Утром надеваешь дождевик, вечером снимаешь, благо что давно езжу: экипировка продумана, поэтому точно знаешь, что башмаки не промокнут, костюм останется сухим. Конечно, такая экипировка стоит определённых средств, но это необходимо. Дело в том, что если некомфортная езда, например, когда ветер в шею задувает, то ты начинаешь себя согревать и всё внимание уходит на это, а не на безопасность на дороге.
— Сколько всего проехали километров?
— За 21 день я проехал 11 тысяч километров. Я провёл три дня в Якутии, два — в Магадане. Остальные 16 дней были в пути.
— В какой день проехали максимальное количество километров?
— В один день я проехал 1600 километров до Байкала. Я думал, что там останусь на пару дней, отдохну, на экскурсии схожу. Однако из-за коронавируса все отели были закрыты. Я два часа покемарил, даже не снимая шлема. Обиделся на всех (смеётся) и ещё 1300 км прошёл.
— В палатке ночевать не приходилось?
— Не в этот раз. Я взял с собой палатку, но потом в итоге подарил её ребятам в Якутии. Меня предупредили, что там главный враг – это мишка косолапый. И что-то было страшновато оставаться один на один с таким зверем. Поэтому мы в основном ночевали в гостиницах, на квартирах.
— Довелось увидеть «главного врага»?
— Да, видел, как по обочине мамка с медвежатами шли. Я проскочил мимо них, а ребята с Благовещенска остановились и начали снимать на телефон. Медведица как увидела, сразу побежала к ним. Благо они успели завестись и уехать. Лоси дорогу перебегали. Дело в том, что тайга сильно горит. Они мигрируют.
— Были ещё какие-то сложные или неприятные моменты в дороге?
— Федеральные дороги ничем не отличаются от наших, но некоторые дороги в не очень хорошем состоянии. Если едет бензовоз, то пелена стоит такая, что ничего не видно. Я бы сравнил пыль с цементной. Мотоцикл на такой дороге сразу вязнет на полколеса. Также на дороге камни-скальники, которые режут резину. Как говорил, пришлось под дождём ехать, но была и жара. У одного мотоциклиста даже тепловой удар был.
Но культура вождения у водителей есть. Мы ремонтировали на трассе мотоцикл, а грузовики приостанавливались, проезжали потихоньку. Водители часто спрашивали, чем могут помочь.
— В машине можно что-то перекусить, а как и где едят мотоциклисты?
— По-разному. Мотоцикл заправляешь, сам сосиску в тесте с кофе кушаешь. Также все кафе работают на вынос. Можно что-то купить, отойти, поесть.
— Какие были самые запоминающиеся моменты в дороге?
— Было много. Например, оставило отпечаток посещение памятного места, где зверски убили мотоциклиста. Это произошло в августе 2010 года. Алексей Барсуков, житель Нижнего Новгорода, возвращался из Владивостока домой. Он остановился у придорожного кафе на ночлег. Там он встретил двух мужчин, которые предложили ему выпить, он отказался, наутро в дорогу. В итоге они его за это и убили. Полиция найти не смогла, тогда собралась инициативная группа, в которую вошли мотоциклисты со всей России. Их нашли, осудили, они получили все сроки.
— Вы ведь тоже ехали какое-то время один. Не страшно?
— Да, примерно 9000 км проехал в одиночку. Как-то об этом не думаешь. Действительно было жутко в одном посёлке… Его давно забросили люди. Я прошёлся, сделал несколько фото и уехал.
Было много приятных моментов и встреч. Например, подъехал к кафе, смотрю: мотоциклисты стоят, разговаривают, подошёл к ним, поздоровался. Один говорит мне: «Мужчина, а вы случайно два года назад здесь не были? Во Владивосток не ездили этой дорогой?». Я отвечаю: «Был». Оказалось, что это дядя Саша, с которым мы именно на этом месте два года назад общались. Эта была знаменательная встреча. А однажды я остановился на якутской трассе, подошёл к знаку. Подъехал местный житель на грузовике и положил туда еду. Оказывается, это нужно, чтобы задобрить бога дороги.
— Какие места понравились больше всего?
— Самая красивая дорога в Иркутск, там перевалы, затяжные повороты, красивые подъёмы, спуски. Красивая дорога на Магадан.
— Какие города удалось проехать?
— Уфу, Екатеринбург, Тюмень, Красноярск, Новосибирск, Якутск, Магадан.
— Где бы Вы ещё хотели побывать?
— Родина большая, необъятная. Хотелось бы ещё по Якутии покататься. В Мирный съездить, там на алмазную трубку посмотреть. Хорошие места в Салехарде. Не хочется просто дубасить (гонять – прим. ред.) по асфальту, хочется посмотреть какую-то красоту, хочется испытаний: речку вброд перейти, заехать на тропинку, где ни машины не ездят, ни люди не ходят.
— Как в дороге относятся к мотоциклистам?
— По-разному. Я считаю, что как ты относишься, так и к тебе будут относиться. Я, например, не буду обгонять фуру, пока не увижу, что он не заметил. Если постоянно «играть в шашечки», рано или поздно это может закончиться трагически. Зачастую мотоциклистов просто не видят.
— На Ваш взгляд, кто на трассе более дружелюбен по отношению к мотоциклистам?
— Водители грузовиков. Не знаю, как они относятся к спортивным байкам, но к нам хорошо относятся. Я думаю, что они с собой сравнивают, особенно когда видят, что мы едем с грузом. Вроде бы почти одной крови.
— Что надо брать с собой в дорогу?
— Сложный вопрос. В первую очередь хорошее настроение и позитив, минимальный запас денежных средств на бензин. Понимаете, наш клуб «Ночных волков» есть практически в каждом городе. Встретят, накормят, напоят и денег даже могут дать, если они закончились. Хорошо быть частью нашего клуба. Поэтому я всегда беру минимальный комплект вещей.
— Как вести себя мотоциклисту, чтобы была безопасная езда?
— Соблюдение правил дорожного движения. Зачастую вся проблема в скоростном режиме. Гнать можно по хайвею, но если ты едешь в городе по загруженной улице, то будь как все. Не думай, что ты исключительный и тебе кто-то что-то должен. Ну и, конечно, экипировка. Недавно у меня человек упал. Он жив, здоров. Он был в шортах и футболке, проехал по асфальту. Теперь весь в коростах — так называемая асфальтовая болезнь. Они сложно заживают. А ещё я хотел бы порекомендовать всем мотоциклистам, которые возят девчонок. Сам в шлеме, а она — нет. Если уж посадил, то будь добр отвечать за пассажира. Я лично без экипировки не выезжаю.
— Какие направления Вы бы посоветовали начинающему мотопутешественнику и мотоциклистам уже со стажем?
— Когда я начинал, то делал небольшой круг: Чебоксары, Казань, домой возвращался через Болгар. Такие прохваты небольшого расстояния в районе 600 километров. Также можно поехать в Сызрань, Тольятти и вернуться через Самару в Ульяновск, чтобы просто кайфануть. Знаете, я выезжал из Улан-Удэ, шёл дождь, фуры встали на подъёме, я остановился и увидел: едет мальчик. Я посмотрел на него и вспомнил себя много лет назад. Башмаки завёрнуты в какие-то пакеты, они все растрепались, он мокрый насквозь. У него нет нормального дождевика, а такой, в котором бабушки на рынке стоят. Он подъехал, поздоровался. Сказал мне: «Я еду первый раз! Мне так хорошо! Жаль только, сапоги резиновые не взял» и посмотрел на меня. Я ответил: «Братан, у меня совсем не резиновые». Пообщались. Выяснилось, что у него с собой два шлема: один для хорошей погоды, другой — для плохой. Посмеялись. Эти путешествия и нужны для позитивных эмоций. А уже опытным мотоциклистам я бы мог посоветовать съездить в Краснодарский край, Владивосток. Страна большая – красота везде! И не забывайте, что её нужно беречь.
Наталья КОРОЛЕВА.