«Сижу за решеткой в темнице сырой…». Как живётся заключенным в ульяновском СИЗО?
В последнее время в СМИ то и дело сообщается о задержании ульяновских чиновников. Многих из них суд отправляет на время следствия в СИЗО. «Молодёжка» решила выяснить, как на самом деле живётся арестантам в следственном изоляторе, и на условиях анонимности поговорила с теми, кто уже прошёл эти казематы.
Журналистов не приглашают
Конечно, не дай бог попасть в СИЗО, но, как говорится, от сумы и от тюрьмы никто не застрахован.
В Ульяновске есть свой следственный изолятор УФСИН на улице Куйбышева, 2. Объект довольно мрачный, здание, грубо говоря, допотопное. Когда-то там была симбирская арестантская рота (для работ в городе).
Как сейчас там внутри, увы, сказать проблематично. УФСИН не любит приглашать туда местных журналистов, а если и приглашает, то только на праздничные мероприятия, где не увидишь «всех прелестей» каземата.
А в своих куцых пресс-релизах УФСИН пишет, что у них всё хорошо. В СИЗО проводятся тематические мероприятия для арестантов. Недавно, например, в следственном изоляторе № 1 сделали косметический ремонт камерных помещений для содержания несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осуждённых. Покрашены полы и стены, заменена электропроводка. Камеры оборудованы всем необходимым инвентарём: столом и скамейкой с числом посадочных мест, прикроватными тумбочками и ковриками, холодильником, шкафом для продуктов и книжными полками, вешалкой для верхней одежды и полкой для туалетных принадлежностей. Есть радио и кабельное телевидение. Даже решается вопрос о горячем водоснабжении и установке новых раковин и смесителей. В общем, почитаешь, не так уж всё и страшно.
В углу туалет, посреди стол
Но те, кто прошёл СИЗО, рассказывают иначе.
— В нашем следственном изоляторе есть как двухместная камера, так и девяти-, и 18-местные. Куда ты попадёшь, зависит от твоего социального статуса (положения) и расторопности адвоката, — говорит один из бывших осуждённых. — 18-местная камера примерно 10 на 6 метров. Двухъярусные кровати. Не развернуться. В углу туалет, посреди стол. Как правило, туалет занавешен какой-нибудь тканью, но вони это не убавляет. Условия ужасные. Тараканы, крысы… Еду приносят три раза в день. То, что готовят, есть не захочешь. Но куда деваться? Если закон не запрещает, то можно получать продукты (те, которые разрешены) от родственников, но не более 22 кг в месяц. В каждой хате есть холодильник и телевизор, но не во всех камерах ТВ показывает. В хате, как и самом СИЗО, есть свой смотрящий, есть даже смотрящий за пищей.
Конечно, многие, кто впервые попадает в СИЗО, испытывают настоящий шок. Одно дело, если тебя поместят в двухместную камеру, тогда это можно считать неким санаторием.
Не плюй на пол
Но в какую бы камеру ты ни попал, сначала надо акклиматизироваться. И тут могут прийти на помощь те, кто уже давно «парится» в хате, так сказать, «отпетые сидельцы».
— Узнают твою статью, она может быть неуважаемая, то сделают выводы, тогда плохо придётся. Если всё обошлось, то начинают учить воровским законам, — рассказывает другой осуждённый Иван, просидевший в СИЗО три месяца. — Если ты отказываешься выполнять их, то с тобой не будут разговаривать. Ты станешь в некотором роде изгоем. В итоге лишишься неких привилегий. Например, тебе не дадут позвонить по телефону — не секрет, что в СИЗО проносят мобильники. Есть много нюансов. В хате, например, все с тобой сначала хотят познакомиться, но много говорить о себе не стоит, тем более что-то обещать. Потому что если не выполнишь, то будут проблемы. Не надо откровенничать. Те, кому надо, всё о тебе уже давно знают. И самое главное — не надо никому верить. Бывает так, что кто-то из арестантов хочет слить информацию в администрацию СИЗО.
Ещё одно правило — не надо хамить, проявлять явное неуважение к другим. За это могут, мягко говоря, «поставить в угол или ремня дать». Нельзя брать чужих вещей без спроса, не принято просить, пока не предложат.
Ещё один момент — в камере не ходят в туалет, когда кто-то ест или пьёт чай. Нельзя плевать на пол. Хоть это камера, но там тоже сидят люди.
Радости жизни
Каждый день полагается два часа прогулки «на крыше СИЗО» под наблюдением конвоя. Раз в неделю арестанта водят в баню. Кстати, те, кто прошёл ульяновское СИЗО, хорошо отзываются о ней — мол, есть горячая вода.
А вот залететь в ШИЗО (штрафной изолятор) проще простого. Если у тебя найдут телефон, заточку или другие запрещённые предметы, то церемониться не будут, хотя после ШИЗО некоторые сокамерники начнут тебя уважать.
Самые светлые моменты — это свидания с родственниками, встречи с адвокатом и следователем. Хотя некоторые отмечают, что с роднёй тяжело говорить.
— Кстати, многое, что показывают в фильмах про СИЗО, — неправда, — утверждает экс-осуждённый Андрей. — Драк, изнасилований и поножовщины нет. По большей части спокойно. У каждого свои проблемы. Мелкие драки случаются. Причины — самые разные. Успокаивать арестантов приходят бойцы спецподразделения УФСИН. Бывали после этого и обыски. Но это как после пожара…
«Молодёжка» не утверждает, что именно так всё и происходит в ульяновском СИЗО. У каждого свои взгляды и впечатления. Но, увы, такие реалии нарисовали нам экс-осуждённые…
Кто из ульяновских ВИП-чиновников прошёл через СИЗО?
Экс-зам губернатора Михаил Шканов;
Экс-депутат ЗСО Игорь Тихонов;
Экс-министр здравоохранения Рашид Абдуллов.
В настоящее время в ульяновском СИЗО находится первый зам главы города Михаил Сычев.
Арсений КОРОЛЕВ.