Просмотры716Комментарии0

«Ветры и вёрсты, убегающие вдаль, Сядешь и просто нажимаешь на педаль»

Этим летом многие ульяновцы намерены путешествовать на велосипедах. Корреспонденты «Молодёжки» поговорили с велопутешественниками, которые дали советы, что взять с собой в дорогу, на что нужно обращать внимание и куда можно поехать.

Если вы решили купить себе новый велосипед, то перед покупкой нужно изучить ассортимент. Отмечу, что дешёвые велосипеды качественными не бывают. Ни в коем случае не покупайте так называемые «ашанбайки», которые продаются в торговых центрах. Лучше всего выбирать велосипеды в специализированных магазинах. Отправиться в велопутешествие можно на любом велосипеде, но, чтобы меньше уставать, лучше отдать предпочтение дорожным, потому что на них более прямая посадка и есть возможность регулировать руль в зависимости от усталости и ветра. Также я бы обратил внимание на то, из чего сделана рама. На мой взгляд, для велопутешествий лучше всего стальная. Она максимально гасит вибрации, а также в случае поломки её можно заварить в любом селе, — поясняет Захар Мисанец.

Раму велосипеда нужно правильно подобрать по росту. Если у вас уже есть велосипед и вам хочется сделать его более удобным для длительных поездок, то можно докупить некоторые аксессуары. Например, чтобы не затекали руки, на руль можно установить так называемые «рога» (грипсы), они позволяют менять положение рук. Можно установить задний багажник, на который крепятся кофры (сумки) — центральные и боковые.

Сейчас известные фирмы, которые изготавливают мотокофры («KAPPA» и «GIVI»), предлагают варианты для велотранспорта. Они позволяют взять с собой больше инструментов и экипировки. Сегодня в продаже можно увидеть небольшие велосумочки на раму. Я бы рекомендовал взять на велопрогулку такую, потому что туда можно положить телефон и Power bank (внешнее зарядное устройство, с помощью которого можно заряжать телефон), — уточняет Мисанец.

Однако в последнее время некоторые путешественники, наоборот, отказываются от багажников и больших сумок.

— Становится популярным так называемый байкпакинг. Это идея легкоходных путешествий с распределением сумок по всему велосипеду. Например, у меня две сумки — на руле поместились палатка, надувной матрас и котелок с горелкой. В подседельной сумке — спальный мешок, инструменты, сменная одежда, термобелье и еда. Без багажников, рюкзаков и огромных сумок можно проехать довольно далеко и быстро. В Ульяновске уже собирается большая компания таких путешественников, — рассказывает Евгений Словцов.

Фуры «притирают»

Альфред Фаткуллов советует сначала попробовать себя в окрестностях города. Если вы всё же решились ехать далеко, то нужно определиться с типом велопрогулки. Первый вариант – однодневная. Второй – многодневная с ночёвками в цивилизованном месте (например, у друзей). Третий – многодневная прогулка с ночёвкой в поле или лесу. Четвёртый – велопутешествие, когда из нашего региона вы выезжаете в какую-то страну, а там уже путешествуете на велосипеде. Следовательно, в третьем и четвёртом варианте нужно позаботиться о том, чтобы были все необходимые вещи для приготовления еды (газовая горелка, котелок или кастрюля), спального места (палатка, спальник, пенка) и так далее.

Нужно чётко составить план маршрута, определить примерное время в пути, место ночлега, а также собрать всё необходимое. Нужно заранее найти комфортную дорогу для путешествий. Наибольшую опасность представляют фуры.

Я стараюсь избегать узких дорог, где оживлённое движение. Обычно прокладываю маршрут, где асфальтированная дорога переходит в грунтовую и наоборот, туда фуры просто не заезжают, — говорит Альфред. — Но часто приходится выезжать на трассы с большим трафиком. Причём федеральные трассы М5, М7 не так опасны. На них обычно широкая асфальтированная обочина, но зато очень шумно, несколько часов езды по этим трассам — и в голове стоит гул. А вот трассы вроде «Ульяновск — Димитровград», «Ульяновск — Саранск» и прочие – это сущий ад для велотуриста. Особенно когда разъезжаются две фуры — в таких случаях я съезжаю на обочину. Опытные водители не допускают, чтобы одновременно разъезжались две фуры и велосипедист, но примерно один из пятидесяти обязательно «притрет» (это когда между фурой и велосипедистом расстояние меньше метра).

Кроме того, прежде чем отправляться в путь, нужно посмотреть прогноз погоды.

Особенно «матёрые» ветра в степных районах России (Волгоградская область, Калмыкия, Астраханская область), если в прогнозе пишут 5 м/с, порывами до 15 м/с, то следует читать наоборот: 15 всю дорогу и очень редко — спад до 5. Ещё один «враг» велосипедиста — песчаные дороги. Обычно они в сосновых лесах (в Ульяновской области это Барышский район, Кузоватовский район, в Марий Эл все грунтовки песчаные). Если вам предстоит, к примеру, такая дорога протяжённостью, скажем, 15 км, то имейте в виду, что половину этого пути придётся идти пешком. «Песчанка» неоднородна. Представьте, что вам не только идти 7,5 км пешком, но и ещё каждые 200 метров запрыгивать и спрыгивать с велосипеда, это сильно изнуряет, — продолжает Фаткуллов.

Прокол колеса

В дороге могут произойти неприятности. И одна из самых распространённых – прокол колеса.

Важно иметь с собой велоаптечку (заплатки, клей, зачищалку). Заранее лучше всего посмотреть ролики, как снимается колесо, извлекается камера, как найти прокол и как заклеить место прокола. Если есть возможность, то стоит заранее потренироваться на старой резине. Чтобы сделать ремонт, нужно будет выпустить весь воздух, то есть должен быть насос. Также я бы посоветовал брать с собой ходовые размеры шестигранников, маленькие пассатижи, обычный нож, ножницы, хомуты разных размеров, верёвку, несколько целлофановых пакетов, — рекомендует Захар Мисанец.

Помимо того в пути могут пригодиться тёплая кофта или куртка, дождевик, крем от солнца, средство от комаров и других насекомых, шлем, вода, еда.

— Непосредственно перед выездом я бы посоветовал настроить переключение передач, вымыть и смазать цепь, проверить состояние покрышек. Также рекомендую позаботиться о седле. Оно не должно быть слишком жёстким или слишком мягким, как диван. Лучше всего отдавать предпочтение гелевому седлу средней жёсткости. Считается, что хорошее седло – это то, на котором можно проехать пять-десять километров и не вспомнить про него. К слову, у популярных брендов седло может стоить до восьми-десяти тысяч рублей, — добавляет Захар Федорович.

Поездки в регионе

Сложности в дороге возникают во время подъёма в гору или просто из-за длительной поездки. Нужно быть морально готовым. Также хочу отметить, что во время велопутешествий нужны быстрые углеводы, советую каждый час вне зависимости от того, хочется есть или нет, съедать злаковый батончик или что-то подобное. Также каждые пятнадцать минут лучше делать несколько глотков воды. Иначе неожиданно может наступить момент, когда полностью покидают силы и вы просто не в состоянии крутить педали, — рассказывает Евгений Словцов.

Ещё одна неприятность в дороге – собаки. Как правило, с породистыми собаками проблем не возникает, если только вы не заехали на их территорию.

Были у меня случаи: натыкался на алабаев в степях, их обычно держат пастухи. Тут никаких советов дать не могу, каждый случай индивидуален. Когда на тебя бежит псина размером с телёнка, все советы почему-то забываются. За велосипедистами же гоняются дворняги, и чтобы от них отделаться, лучше остановиться. Как только вы встанете, собака мгновенно потеряет к вам интерес. Редкий пёс побежит за вами дальше, после того, как вы возобновите движение. Но если вам лень останавливаться, то покажите рукой в сторону и негромко что-нибудь скажите. У собаки хороший слух, она услышит сквозь собственный лай, что вы что-то сказали и куда-то показываете, и из любопытства притормозит посмотреть. В 50 % случаев это срабатывает, но ни в коем случае не орите на собаку и не пытайтесь пнуть её, это ещё больше её разозлит, — делится Альфред Фаткуллов.

Куда поехать?

Если планируется однодневное путешествие, подойдёт посёлок Сланцевый рудник (20 км от города в одну сторону) — там есть спуск к Волге, небольшое место для пикника на берегу с белемнитами (вымершими моллюсками). Можно проехать в Ундоры — это 45 километров в одну сторону от города. Из Панской слободы (40 км) замечательный вид на город. Красота окрестностей Сенгилея (70 км) всем известна, неподготовленному велопутешественнику туда лучше поехать с ночёвкой.

А ещё… Национальный парк «Сенгилеевские горы», озеро Крячек, озеро Чекалинское, исток реки Свияги, Скрипинские Кучуры, Белое озеро в Майнском районе, Белое озеро в Новоспасском районе, рядом с ним — Андреевский пруд. Акшуатский дендропарк, да и весь Барышский район очень лесистый, но нужно иметь в виду, что грунтовые дороги там практически все песчаные. Можно прокатиться вдоль реки Суры (от Сурского до Больших Березников). Также красивые виды около озера Юлово в Рачейских Альпах (Самарская область). Все вышеперечисленные места новичку не объехать в рамках одного похода.

Да и вокруг Ульяновска много красивых мест. Кроме того, можно отправиться в Старомайнский или Чердаклинский районы, где меньше машин и больше живой природы.

Тренирует сердце, улучшает сон

Чем полезны велопрогулки и как не навредить при этом своему здоровью? Об этом нам рассказала лавный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова (бывшая БСМП — прим. ред.).

Безусловно, прогулки на велосипеде весьма полезны. Например, езда на велосипеде является отличной кардионагрузкой, которая тренирует весь организм, — комментирует Светлана Суворова, главный врач Ульяновского областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова (бывшая БСМП — прим. ред.). — К плюсам можно отнести следующее: хорошо сжигаются калории, повышается тонус, снимается стресс и повышается энергия. Велопрогулки помогают сохранять суставы, способствуют стабилизации кровяного давления, отлично тренируют сердечно-сосудистую систему и улучшают сон. Они помогают человеку ощущать себя счастливым. Кроме того, велоспортом можно заниматься всей семьёй или компанией друзей, это позволит приятно и с пользой проводить время с близкими.

Однако важно помнить о том, что организму нужна адаптация к новым нагрузкам, иначе велосипед может оказать пагубное влияние на ваши коленные суставы и весь организм в целом. Для любой физической нагрузки важна постепенность. Для исключения заболевания системы пищеварения не стоит заниматься спортом после плотного приёма пищи. Если в процессе езды у вас появляется ощущение дискомфорта, то катание необходимо закончить и разобраться с причиной, после чего устранить её. Есть болезни, при которых велоспорт противопоказан: нарушение координации движений; серьёзное заболевание или порок развития сердечно-сосудистой системы; хрупкость костей; заболевания, вызывающие нарушения в хрящевой и суставной ткани; некоторые из форм анемии, которые приводят к потере сознания. Для занятия велоспортом при нарушениях в сосудах головного мозга требуется консультация специалиста.

Справедливый телефон
Губернатор Ульяновской области «суёт нос в каждую дырку». Зачем ему это нужно? «Справедливый телефон» №293 от 22.06.2020
Все выпуски Справедливого телефона

Популярное